Сходил в Большой. На экскурсию.
Облазил сцену, партер, разные фойе, переходы и прочие пространства. Пошкрябал ногтем позолоту. Рассмотрел медведей, ложный мрамор, кафель. Посидел в кресле в Императорской ложе. Зашел в Директорскую. Посмотрел новый Бетховенский зал.
И вот что я скажу: реконструкция / реставрация, как мне кажется, сделана качественно. И никого не оскорбляет. И не умаляет достоинства ГАБТ. И нашего с вами тоже не умаляет.
Я принимаю позицию н. а. Цискаридзе. Он не сторонний наблюдатель, а тамошний житель. Ему виднее — во всяком случае все, что касается репетиционных залов, наклона пола, качества паркета и пр.
Но я не согласен с теми критиками, которые (по всегдашней нашей привычке), не дав себе труда вникнуть, понять, начинают ныть про то, что спи…дили 250 млрд и возвели пластиковый храм искусств.
Во-первых, лепнина и прочий декор, которые, как считают критики, сделаны из пластика, на самом деле — из папье-маше, материала, который лучше всего ведет себя в акустической среде. Гипс — хуже. Пластик — не годится.
Во-вторых, фальш-мрамор и прочие элементы росписи восстановлены ровно такими, какими они оказались к моменту коронации Николая Александровича. Во всяком случае я понял, что восстановление замалеванных в советские времена росписей шло именно по эскизам конца XIX века. Бывшее Белое фойе — именно из тех времен.
В-третьих, кафель в «прихожей», в первом фойе, куда зритель попадает с улицы, сделан все той же компанией Villeroy & Boch, что делала этот же кафель 120 лет назад. По тем же эскизам. Того же качества. Или примерно того. Станки-то новые!
В-четвертых, паркет в бывшем Белом фойе дубовый, наборный. Никакой не ламинат!
В-пятых, медведи за спинами атлантов под Императорской ложей ниоткуда не взялись. Они там были, хотя и приделаны в советские, не в царские времена. Просто сначала их решили не трогать, а потом позолотили. Вот они и стали заметными.
В-шестых, на месте бывшего Бетховенского зала снова, как при коронации, сделали залы приемов. Причем восстановили старые ткани. Прекрасные ткани, надо сказать!
Есть и в-седьмых, и в-двадцатых. Главное — театр не развалили. Максимально осторожно восстановили. Создали отменную акустику (верю Пете Поспелову и другим экспертам). Ну а раздражающая критиков самоварная позолота потускнеет, хрусталь припорошится пылью, все будет хорошо!
Единственное — новый Бетховенский, конечно, совсем лужковский. Но он и не исторический. Хотя все равно могли бы что-то получше придумать.
В общем, мне за Большой не стыдно. Не знаю, как вам.
Community Info