mamlas (mamlas) wrote in eto_fake,
mamlas
mamlas
eto_fake

Броня наша крепка и перва! / Неизвестная война

Ещё о технике Российской армии здесь, здесь и здесь

Броня великой войны
В 1914 году в русской армии была сформирована первая в мире бронечасть / Статья 2000 года

Россия - страна с "непредсказуемым" прошлым. За последние пятнадцать лет в нашей истории было выявлено огромное количество белых пятен, однако и до сих пор целые исторические пласты остаются практически неизвестными широкому кругу общественности. Первая мировая до сих пор во многом считается «неизвестной войной». Она стала как бы предисловием к революции, которая затмила собой кампанию 1914-1917 гг. ©



«Руссо-Балты» 1-й автопулеметной роты на дороге в районе Прасныша. Весна 1915 года (РГАКФД) / Из книги «Бронеавтомобили русской армии»

В советской историографии принято было считать, что Императорская армия, вступившая в августе 1914-го в противоборство с Германией и Австрией, а затем и с Турцией, значительно уступала по техническому оснащению своим противникам. Учитывая, что параметры индустриального развития СССР еще в начале 80-х сравнивали с 1913 г., это неудивительно. Между тем по уровню оснащения современной техникой российские вооруженные силы того времени не уступали армиям ведущих европейских держав, а по некоторым параметрам даже превосходили их. Одно из направлений, в котором отечественные конструкторы и промышленники достигли довольно значительных успехов, - броневое дело.

Истории создания и развития бронесил в дореволюционной России и посвящена книга Барятинского и Коломийца. В 23 главах дается подробное описание всех бронеавтомобилей, построенных хотя бы в единичном экземпляре, рассказывается о нереализованных проектах постройки танков. Авторы приводят эпизоды боевой работы бронечастей, рассказывают об их структуре и тактике действий. При написании книги были использованы архивные источники, к которым до Барятинского и Коломийца в нашей стране, судя по всему, никто не обращался. В работе содержится более 200 фотографий, большинство из которых эксклюзивные.

Из книги Барятинского и Коломийца следует, что первая в мире броневая часть была создана именно в России. 19 августа 1914 г. приказом военного министра Сухомлинова была сформирована 1-я автомобильная пулеметная рота. На вооружение роты поступили броневики, разработанные российским инженером-механиком Грауэном на базе отечественных же шасси С24/40, производства Русско-Балтийского вагонного завода. Эти довольно совершенные для своего времени машины, прикрытые 3-5-мм броней, вооруженные тремя пулеметами "Максим" и имевшие экипаж из пяти человек, вступили в бой в ноябре 1914 г. под Лодзью. "Дебют" этого нового вида боевой техники оказался блестящим. Об этом свидетельствует тот факт, что буквально через несколько недель после начала боевых действий один из офицеров 1-й автопулеметной роты - штабс-капитан Гурдов, был награжден высшей российской боевой наградой - орденом Св. Георгия IV степени.

1-я автопулеметная рота так и осталась в действующей армии единственной. С декабря 1914 г. началось формирование пулеметных автомобильных взводов, которые оставались основной тактической единицей бронесил до 1916 г. В составе взводов первоначально находились только пулеметные броневики, а затем штат этих подразделений был дополнен пушечной машиной типа "Гарфорд", которые строились на Путиловском заводе. Они были вооружены 76,2-мм пушками во вращающихся башнях и тремя "максимами".

Однако, несмотря на бесспорный приоритет нашей страны в области создания и разработки бронеавтомобилей, приходится признать, что в большинстве случаев шасси для них производились за границей. Автомобильная промышленность России к 1914 г. не успела еще как следует встать на ноги. Автомобилей марки "Руссобалт" не хватало для оснащения армии. Образованная в августе 1914 г. закупочная комиссия в сентябре разместила на английской фирме "Остин" заказ на 48 броневиков, которые должны были быть построены по тактико-техническим требованиям российских военных. Именно "остины" стали основной рабочей лошадкой наших бронечастей в Первую мировую или, как ее тогда называли, Великую войну.

"Остины" стали поступать в Россию с конца 1914 г. Однако степень их защищенности была недостаточной, и все машины первой серии прошли перебронировку на Ижорском заводе. За первой партией "остинов" последовали вторая и третья. Они изготовлялись с учетом фронтового опыта. На них была усилена ходовая часть, увеличена мощность двигателя, бронезащита уже не требовала доработок.

По мнению авторов, дальнейшему развитию бронесил в России и, в частности, появлению танков оригинальной конструкции помешала революция. К 1916 г. личный состав и управление российскими бронечастями накопили достаточный опыт боевого применения этого нового оружия. Были разработаны два типа бронеавтомобилей, которые должны были стать основными в русской армии: на шасси "Фиат" бронировки Ижорского завода и на шасси "Остин" бронировки Путиловского завода. Однако они не успели принять участия в Первой мировой войне, зато активно использовались во время Гражданской. А в Красной Армии машины этого типа состояли на вооружении до конца 20-х гг.

Источник: Михаил Барятинский, Максим Коломиец. Бронеавтомобили русской армии. - М., 2000, 106 стр.
Илья Кедров
«Независимая газета. Военное обозрение», 21 апреля 2000
Tags: армия, гражданская война, интересно, история, книги и библиотеки, оружие, первая мировая, промышленность, революции и перевороты, рекорды, российская империя, техника и технологии, факты и свидетели
Subscribe
promo eto_fake март 28, 2012 00:37 7
Buy for 10 tokens
Large Visitor Globe Поиск по сообществу по комментариям
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments