mamlas (mamlas) wrote in eto_fake,
mamlas
mamlas
eto_fake

Category:

Русская этнология #2 Коренные народы

Ещё по теме народов и науки

Коренные народы
Этнограф Сергей Соколовский о моделях индигенности, правовом статусе и колонизаторах

Какие народы в России законодательно получают статус коренных? Какие модели лежат в основании правового статуса коренных народов? И какие проблемы могут возникнуть при восстановлении в правах на территорию или распределении льгот коренным народам? Об этом рассказывает доктор исторических наук Сергей Соколовский. ©

Ещё в отечественной этнологии


Фото: Аркадий Зарубин

Сергей Соколовский — доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН (ИЭА РАН), главный редактор журнала “Этнографическое обозрение”.


7 фактов о том, как определяются национальные меньшинства в российском праве
FAQ

Понятие «коренные народы» в российской антропологии, как ни странно, появилось довольно недавно, и пришло оно из правового дискурса. Когда мы говорим о статусах, связанных с особенностями культуры, языка, то есть таких лингвокультурных (языково-культурных) сообществ как коренные народы или национальные меньшинства, мы неизбежно попадаем в такую междисциплинарную ситуацию, когда взаимодействуют языки разных наук, но сюда вмешивается также правовой дискурс, мощное политическое влияние, и бытовые представления о том, что такое «коренной». ©

1. Чем коренные народы отличаются от других народов? Что это за свойство – быть коренным? В русском языке слово «туземность» устарело, и сейчас мы используем разные кальки на основе древнегреческих и латинских корней: аборигенность, индигенность и автохтонность. Но что такое автохтонность, аборигенность, или индигенность? Эти слова хоть и являются синонимами, но не полными, и в современном международном праве эти термины, к примеру, на английском языке, или на французском, используются по-разному, с разным набором значений. Когда эти значения превращаются в правовые понятия, то возникают разные законодательные нормы, разные притязания со стороны этих народов.
___
Кряжков В.А. Коренные малочисленные народы Севера в российском праве. М.: Издательство «Норма», 2010. 559 с.

2. Тема индигенности в российском законодательстве обнаруживается редко: у нас довольно специфический подход к коренным народам – в их правовом определении есть такой признак как малочисленность. Чтобы считаться малочисленным коренным народом Российской Федерации, численность должна быть меньше пятидесяти тысяч. Народы, численность которых больше пятидесяти тысяч, разумеется, тоже являются и считаются коренными, но не на законодательном уровне. То есть никаких специальных норм защиты для таких народов у нас в России не предусмотрено, хотя, разумеется, крупные автохтонные народы имеют в России свои республики.

В некотором смысле все жители Земли коренные, если это не пришельцы. И в каком-то смысле, даже и мигранты являются коренными в рамках материков, по которым они перемещаются. Мигрантов, которые пересекают океаны, оказывается не так уж много. В этом смысле – все коренные, или большинство – коренные. И стало быть мы сразу в термине «коренной» усматриваем масштаб перемещения. Какой он должен быть, чтобы перестать быть коренным и стать мигрантом? Предположим, я коренной москвич. Когда и на каком расстоянии от Москвы я теряю это свойство, уезжая из нее? Буряты в Сибири считаются коренными жителями, а в Москве они уже мигранты. Natives – английский аналог слова «коренной» (в Лондоне – это были, конечно, выходцы из колоний) до сих пор в бытовом языке обозначает выходца из колоний, а вовсе не коренных лондонцев.
___
Соколовский С.В. Образы Других в российских науке, политике и праве. М.: Путь, 2001. 235 с.

3. Выходит, что этот статус как бы сращивается с личностью, и человек с ним путешествует, оставаясь по всему миру коренным. Здесь мы сталкиваемся с особой категорией, особым правовым статусом. Создавался он в разных местах по-разному, и главное то, что его правовые основания тоже оказались различными, и вот тут возникает тема разных моделей. В модели Старого Света «коренной» – это прежде всего ведущий особый образ жизни. Логика введения особого статуса коренных народов в международном праве основывалась на их отказе от интеграции в нашу глобальную урбанистическую индустриальную цивилизацию. У коренного населения сохраняется особый образ жизни, основанный либо на присваивающем, экстенсивном хозяйстве, на хозяйстве натуральном, не на рыночном и монетарном. Это представление сейчас уже во многих случаях изменилось, но исходным аргументом для создания особого правового статуса был отказ от интеграции, и уважение к этому отказу, к выбору способа жизни.

И у нас в стране в отношении категории, которая называлась «малыми народами», существовал очень похожий подход. Это была идеология антропологии спасения. Существовало представление, что таким народам трудно выживать в суровых условиях Арктики. Хотя мы знаем, что они прекрасно адаптированы, но взгляд «с юга» был тогда такой. Если вы возьмете у географов определение Арктики или Севера, они определяются в терминах отсутствия, там нет температур выше определенного предела, то есть когда перечисляются элементы этого определения, там нет того, сего, пятого, десятого. Не комфортно Но я не думаю, что коренные жители Арктики стали бы так определять свои родные места.
___
Соколовский С.В. Коренные народы: от политики стратегического эссенциализма к принципу социальной справедливости // Этнографическое обозрение. 2008. №4. С.59-76.

4. Вторая модель или подход, лежащий в основании статуса коренных народов, не связана с образом жизни, она связана с хронологией заселения территорий. Она распадается на несколько подмоделей. Первая из них связана с термином «аборигенность». Это люди, которые присутствуют на этой территории от начала начал, и все остальные, пришедшие на нее, уже застали там этих людей. Как будто они там «родились от земли», что и содержится в семантике термина: ab origine – букв. « с самого начала», «изначальные». И, кстати, термин «автохтонные» – это греческий термин, который означает как раз «рожденные от земли». Индигенность – это латинская калька с древнегреческого, там тоже семантика «урожденности». Эти термины употреблялись не только по отношению к людям, но и к местным продуктам: у Гомера, например, было автохтонное вино и автохтонные быки, то есть «здешние», «местные», «рожденные землей».

В современном праве притязания на собственность на эти земли или территории, и на суверенитет обосновываются как раз правом первопоселения, то есть временем, когда люди впервые туда пришли, и там никого не было, никто этой территорией не владел и о ней не знал. Их право может быть отчуждено только в результате договора продажи, передачи в дар, а, если это происходит насильственно, то это может быть опротестовано сегодня аргументами к восстановлению исторической справедливости, поскольку за этой группой людей признается право на территорию.
___
Anaya J.S. Indigenous Peoples in International Law. Oxford: Oxfor Univ. press, 2000. 267 pp.

5. Существует еще вариант этой модели, который хронологически отсылает не к первонасельникам, к первому человеку, появившемуся на этой территории, а к населению, предшествовавшему колонизаторам, то есть людям, которые пришли и стали считать эту территорию своей, подчинив местное население. Здесь возникает интересная правовая коллизия, потому что этот принцип не очень прагматичен в ситуациях, когда была смена волн завоевателей, когда трудно установить именно ту группу, которая предшествовала колонизаторам. Обычно в таких моделях или в таких правовых определениях коренного населения присутствует презентизм: та группа, которая доминирует сегодня, и считается колонизаторами. Хотя, если взять, например, ситуацию юга Сибири, то там якуты вытеснили местное тунгусоязычное население. Вроде бы они – завоеватели и колонизаторы? Но, тем не менее, колонизаторами считаются там русские. То же самое, в случае Алтая. Там кетоязычное и самодийское население когда-то было вытеснено или ассимилировано группами тюрков, но они считаются сегодня на этой территории малочисленными коренными народами. А доминирующая группа – условно говоря, русские. Условно, потому что в доминирующую культуру у нас входит множество людей с разными этничностями, но считающие своим родным языком – русский.
___
Daes E-I. On the concept of indigenous people: Working Paper by the Chairperson-Rapporteur, Mrs. Erica-Irene A. Daes (UN Doc. E/CN.4/Sub.2/AC.4/1996/2).

6. Вроде бы насильственный захват – это плохо, и можно говорить о восстановлении прав, возврате территорий и так далее. Но здесь работает еще один прагматический принцип, так называемый принцип справедливой формы правления. Если разрушается прежний режим правления, который был с современной точки зрения «нормальным», то есть не нарушал прав человека, то это плохо. Но что если мы восстанавливаем, скажем, такой режим правления как рабовладение, отдавая территорию этой группе, а такие случаи тоже были? К востоку от Новой Зеландии есть острова, которые называются Чатхем или Рекоху, где одно из племен маори когда-то захватило этот остров, населенный другим племенем маори (тогда это считались, в общем, разные группы, или «народы» в современном смысле слова, воевавшие друг с другом). Часть местных они уничтожили, а часть сделали рабами. Когда туда пришли англичане, они застали это рабство, и, в общем, сохраняли его, использую косвенное управление и не вмешиваясь. Но вот сегодня встает вопрос, стоит ли восстанавливать такие режимы на этих землях, хотя притязания на территорию со стороны коренных народов возникают по всему миру, и во многих случаях решаются в их пользу.
___
Shaw K. Indigeneity and Political theory. N.Y.: Routledge, 2008. 247 pp.

7. «Коренные народы» – это правовое понятие, и оно предполагает какие-то правовые действия. Не всегда эти действия, устраняя историческую несправедливость, рождают сегодня ситуацию справедливую для всех. Например, в России существует перечень коренных малочисленных народов, которые получают разные льготы в соответствии с этим статусом. Однако, если мы используем модель Старого Света, то есть традиционного образа жизни, основанного на присваивающей экономике, охоте, собирательстве, оленеводстве, рыболовстве, то почему мы в этот перечень включаем, например, вепсов или другие похожие группы, которые замечательно интегрированы и ничем не отличаются от соседних крестьян. Вепсы живут в Карелии, а также в Ленинградской и Вологодской областях и ничем не отличаются по своему хозяйственному укладу от окружающих их карелов и русских. Но они получают льготы, а рядом люди, живущие в точно таких же условиях, в этих же самых деревнях, которые их не получают. То же самое можно сказать о шорцах на юге Сибири в Кемеровской области, потому что это фактически на 70% городское население. Шорцы получают льготы, рядом живущие хакасы в тех же деревнях их не получают. С моей точки зрения, если мы охраняем образ жизни, то нужно охранять адресно те семьи, которые зависят от этого типа экономики, а не народы.

© ПостНаука, 19 февраля - 19 марта 2013
Tags: вопросы и ответы, законы и конституция, интервью и репортаж, исследования и опросы, история, колониализм, миграция и беженцы, мнения и аналитика, народы, наука, нравы и мораль, образование и воспитание, обращения и выступления, правозащита, рабство и феодализм, россия, слова и термины, страны и столицы, традиции, ученые, языки
Subscribe
promo eto_fake march 28, 2012 00:37 7
Buy for 10 tokens
Large Visitor Globe Поиск по сообществу по комментариям
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments