mamlas (mamlas) wrote in eto_fake,
mamlas
mamlas
eto_fake

Раис и исламисты

Ещё о ваххабизме и России здесь и здесь

Раис Сулейманов: «Я начал изучать ислам в Поволжье под влиянием Валиуллы Якупова»
Известный казанский исламовед ответил на резкую критику в свой адрес

19 января «Комсомолка» опубликовала статью «Раис Сулейманов — эксперт-страдалец?» с резкой критикой по отношению к заглавному герою — известному казанскому исламоведу. Приводим ответ самого Раиса Сулейманова на данный материал. ©

По теме: Прокурорская «крыша» татарского ваххабизма | «Русские в Татарстане превращаются в национальное меньшинство»


Раис Сулейманов

Впрочем, поскольку ситуация неоднозначная, сложная, редакция оставляет за собой право и в дальнейшем давать возможность высказаться всем участникам этой полемики.

30 декабря 2015 года меня арестовали за то, что я разместил на личной странице в социальной сети ссылки на публикации в СМИ, которым я давал комментарии на темы борьбы с радикальным исламизмом. Меня обвинили в пропаганде экстремизма и приговорили к семи суткам ареста. Однако из-за шумихи в медиа-среде (в том числе в «Комсомолке», за что я ей благодарен) меня выпустили на свободу.

После этого, однако, меня стали критиковать в интернет-публикациях — наподобие той, которая вышла на сайте «КП» под заголовком «Раис Сулейманов — эксперт-страделец?»

Данная статья — набор необоснованных обвинений, на которые я считаю своим долгом возразить. И поскольку исходный текст построен в формате «перечисления мифов» с последующим «разоблачением», отвечу аналогично, по пунктам.

«Миф №1. Эксперт»

В этой части статьи утверждается, будто «Сулейманов не эксперт и никогда им не был. Никто в научных кругах никогда не признавал недоучившегося аспиранта специалистом».

Тот, кто это писал, видимо, не знаком с работами российских исламоведов.

Так, на меня неоднократно ссылается профессор Южного федерального университета, исламовед И.П. Добаев в своём фундаментальном исследовании «Радикализация ислама в Российской Федерации».*

Игорь Прокопьевич Добаев — доктор философских наук и кандидат политических наук, сотрудник Южного научного центра РАН. Вряд ли исследователь такого уровня стал бы в своей монографии цитировать не специалиста.

Далее, исламоведы из Башкортостана — профессор Айслу Юнусова и Денис Вояковский — ссылаются на меня в труде «Интервенция радикальных идеологий в российское исламское пространство».**

Цитирует меня и исламовед из Екатеринбурга, завкафедрой теологии Уральского государственного горного университета — Алексей Старостин. Если интересно — вот конкретный фрагмент: «Небольшие сроки, к которым приговаривают религиозных экстремистов, делают ситуацию просто патовой, — отмечает эксперт из Татарстана Раис Сулейманов. — Приходится констатировать, что один фундаменталист обращает в свою идеологию до 7-10 сокамерников, отбывающих наказание по «бытовым» статьям». ***

Я привел лишь несколько таких ссылок на работы коллег, чей авторитет никто не ставит под сомнение; полагаю, ученых-исламоведов, которые на меня ссылаются, можно найти немало. Поэтому заявление, будто меня никто не признает как специалиста, не соответствует действительности.

«Миф №2. Исламовед»

В этой части статьи утверждается, будто «Сулейманов не исламовед и никогда им не был. В России исламоведение — достаточно новая дисциплина, специалистов по ней готовят в Казанском университете. Любопытно, что Сулейманов учился в Казанском университете, но не на этой кафедре и не на эту специальность».

Итак, сам автор признаёт — дисциплина новая, специалистов по ней немного.

Что ж, отвечаю: все (подчёркиваю, все!) ведущие исламоведы России никаких кафедр исламоведения не заканчивали. По своему базовому образованию исламоведы, равно как и многие другие религиоведы, были выпускниками исторических, филологических, философских и иных гуманитарных факультетов или отделений.

Повторю, никто из них никогда не заканчивал какой-либо кафедры исламоведения. И я в том числе, поскольку в 2001-2006 гг. учился на историческом факультете Казанского государственного университета, и в моем красном дипломе указана специальность — «Историк, преподаватель истории». Спросите у других исламоведов, в том числе и преподавателей кафедры исламоведения и востоковедения Казанского федерального университета — кто они по базовому образованию? Историки и филологи.

Кафедра исламоведения в Казани была открыта только в 2010 году в форме 4-летнего бакалавриата, то есть её первые специалисты выпустились всего два года назад. Получается, десятки российских учёных, изучавших ислам двадцатилетием ранее, — не исламоведы?

А начал я изучать ислам в Поволжье под влиянием Валиуллы Якупова — высокочтимого в Татарстане имама, богослова и историка, выступавшего против ваххабитов и павшего от их рук в 2012 году. И здесь мы переходим к следующему «обвинению».

«Миф №3. Ученик Валиуллы Якупова»

Автор текста, ссылаясь на журналистку «Независимой газеты» Веру Постнову, утверждает, будто мы с покойным даже не были знакомы.


Раис Сулейманов и Валиулла Якупова / Фото: личный архив

В ответ остаётся только продемонстрировать мои фотографии на публичных мероприятиях с Якуповым, что само по себе опровергает абсурдное заявления Постновой.

Впрочем, если этот вопрос настолько волнует общественность, расскажу подробнее.

Впервые с Валиуллой хазратом [слово, обозначающее уважительное отношение к исламскому духовному лицу — КП] я лично познакомился в 2007 году, когда в Казанском университете проходила научная конференция памяти профессора С.М. Михайловой (1942-2007).

В 2009 году, придя как-то в одну из мечетей Казани на намаз, я был удивлен, что там до начала намаза некоторые молодые прихожане уселись группами на полу и начали активно дискутировать. Во главе группы находился человек с длинной косматой бородой, который весьма эмоционально доказывал, что надо «жить по шариату» и «помогать братьям на джихаде». Слушавшие ребята, человек 5-7, внимали этому проповеднику.

Я рассказал об этом случае Валиулле Якупову. На что он ответил: «Разве не видите, Ближний Восток не где-то там далеко, Ближний Восток уже давно в наших мечетях», имею в виду опасность распространения радикального исламизма. Он сожалел, что светские учёные в Казани уделяют мало внимания феномену религиозного радикализма.

Впоследствии под его влиянием я, до этого изучавший Ближний Восток, стал исследовать этнорелигиозную ситуацию в Поволжье, выступать на конференциях, публиковать научные работы.

А теперь вернёмся к журналистке Вере Постновой, якобы заявившей, что Валиулла Якупов никогда ей не рассказывал обо мне. Г-жа Постнова действительно в конце 1990-х – 2000-е годы много писала о процессах, происходивших в исламской среде региона, но в конце нулевых она вышла на пенсию, и с того времени ее публикаций о мусульманской умме Татарстана я не встречал.

Так до 2009 года у нас с Якуповым и не было таких плотных контактов! И он что, должен был докладывать Вере Постновой о том, с кем дружил и общался? Вот так прямо брать и перечислять ей всех своих знакомых? В общем, этот «миф» так же нелеп, как и предыдущие.

«Миф №4. Оппозиционер»

В этой части автор текста обвиняет меня в «проплаченности» и чуть ли не работе на русских националистов.

То есть если я пишу о попытках Турции дестабилизировать ситуацию в мусульманских регионах РФ, о причинах появления экстремистских групп в Поволжье, о влиянии ваххабитов с Ближнего Востока на отечественный ислам — то автоматически превращаюсь в «наемного исследователя»?

А если бы я изучал бабочек и ежиков в Татарстане на гранты европейских институтов — то сразу бы превратился в нормального бескорыстного учёного?

Вот и я не могу понять логику рассуждений в этой публикации, и движет ли ей что-нибудь, помимо желания опорочить и очернить меня?

Раис Равкатович Сулейманов, 1 февраля 2016 года
_______

Ссылки на упомянутые в данной статье публикации:

* Добаев И.П., Добаев А.И., Гаджибеков Р.Г. Радикализация ислама в Российской Федерации. — Ростов-на-Дону, 2013. — Стр. 244

** Вояковский Д.С., Юнусова А.Б. Интервенция радикальных идеологий в российское исламское пространство. — Уфа, 2011. — Стр. 70

*** Попов Д., Старостин А. Ислам и мусульмане Уральского федерального округа: риски и угрозообразующие факторы (аналитический доклад). — Екатеринбург, 2014. — Стр. 78.


© «КП», 5 февраля 2016
Tags: биографии и личности, вопросы и ответы, дискуссии, диссида и оппозиция, заговоры и конспирология, идеология и власть, известные люди, интервью и репортаж, информационные войны, ислам, исламизм и ваххабизм, критика, мифы и мистификации, мнения и аналитика, нонсенс, нравы и мораль, общество и население, опровержения и разоблачения, поволжье, противостояние, регионы, религии, россия, русофобия и антисоветизм, священники, сми, современность, татары, терроризм и экстремизм, факты и свидетели, шовинизм и ксенофобия
Subscribe

promo eto_fake march 28, 2012 00:37 7
Buy for 10 tokens
Large Visitor Globe Поиск по сообществу по комментариям
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment