mamlas (mamlas) wrote in eto_fake,
mamlas
mamlas
eto_fake

Categories:

Коренные жители Москвы - кто они?

Елена Минилбаева, «ШколаЖизни.ру»

Археологи утверждают, что Москве не 864 года, а как минимум в три раза больше. И первыми жителями этого небольшого тогда поселения на Боровицком холме были финно-угорские племена дьяковской культуры.


Как известно, Москва впервые упомянута в Ипатьевской рукописи: «И прислав Гюрги к Святославу, рече: приди ко мне брате в Москов. Святослав же еха к нему с дитятем своим Олегом в мале дружине, поима с собою Владимира Святославича; Олег же еха наперед к Гюргю и да ему пардус (барса). И приеха по нем отец его Святослав и тако любезно целовастася в день пяток на Похвалу Святой Богородице и быша весели. На другой же день повел Гюрги устроить обед силен, и створи честь велику им и да Святославу дары многи с любовию». Было это в 1147 году.

 Археологические раскопки показывают, что задолго до этой судьбоносной встречи – в I тысячелетии до н.э. – Москва уже была развитым поселением дьяковской культуры. Вернее, целым конгломератом селищ и городищ – открыто около 40 таких поселений.


Экспозиция по дьяковской культуре в Музее археологии Москвы
 Е. Минилбаева, личный архив

 Наиболее изученные из них – Дьяково городище в музее-заповеднике «Коломенское», городища на Боровицком холме в Кремле, на Воробьевых горах, в Кунцево, Филях, Сетуни, Химках, Тушино, Нижних Котлах и Люберцах. Именно здесь и были найдены многочисленные свидетельства существования целой культуры, названной по первому открытому наукой городищу – дьяковской. Ареал ее распространения охватывал с VIII (IX)–VI веков до н. э. по VI–VII в.в. н.э. все Волго-Окское междуречье. Всего на территории России отмечено более 500 поселений дьяковцев.

 Носители дьяковской культуры были финно-уграми. Об этом свидетельствуют более древняя, чем славянская, топонимика и следы материальной культуры. Считается, что дьяковцы были предками летописных мери и веси (вепсов). Отсюда версия, что и название Москвы происходит от мерянского слова «моска» – конопля, а окончание –ва практически на всех финно-угорских языках означает «вода». Москва-река в своих верховьях так и называется – Коноплянка. Названия Коломенское, Кукуй (Немецкая слобода), речка Сара – левый приток Москвы-реки, Шаболовка также содержат в себе явственную финно-угорскую основу.

 Первые поселенцы Москвы были прекрасными охотниками, рыболовами, земледельцами и ювелирами: знаменитые бронзовые шумящие привески с «утиными» лапками (по финно-угорской космологии Утка – космотворец), умбоновидные подвески и бантики-нашивки составляют гордость экспозиции.

Первооткрывателем Дьяковского городища стал З. Я. Доленга-Ходаковский в 1818 году. Его материалы привлекли внимание известного историка М. П. Погодина. Но серьезные раскопки начались только во второй половине XIX века, поразив внимание исследователей целым рядом необычных находок.

К примеру, плакеты – глиняные пластины, украшенные точечным узором. Чем они были – первыми книгами, где в виде символов запечатлевались некие события, или своеобразным «паспортом» – тамгой определенного рода? Столь же непонятны и шарики, также усеянные точками. Но самые яростные споры вызвали глиняные «грузики» – маленькие конусообразные глиняные изделия, иногда простые, иногда покрытые орнаментом. Были версии, что «грузики» применялись в качестве утяжелителей для ткацких станов, что с их помощью вились веревки, что «грузики» служили игрушками, и даже – что эти «грузики» были ритуальными предметами – вместилищами душ умерших предков! Увы, наука пока не может этого объяснить – дьяковская культура до сей поры не поддается полной реконструкции.

 Жили дьяковцы в длинных, до 15 метров, деревянных домах, рассчитанных на несколько семей. Внутри комнат были открытые очаги с глиняным или деревянным бортиком. Земляные полы устилались травяными циновками. Хозяйство дьяковцев состояло из жилых домов, пашен, кузнечного, железоплавильного и ювелирного производств. Земледелие было мотыжным, и на полях выращивалось просо, ячмень, пшеница и лен. Дьяковцы были, по всей видимости, солнцепоклонниками – солярные знаки украшают как утварь, так и в ювелирные изделия.

 Носители дьяковской культуры активно торговали с соседями – в городищах найдены стеклянные глазчатые бусы, стрелы, предметы конской упряжи (псалии и удила), пряжки, а также ювелирные украшения скифского «звериного» стиля. На Троицком городище была найдена даже римская фибула I века н. э. с надписью «avcissa» – самая северная из находок такого рода. В свою очередь, дьяковские вещи находят в ареале 300-500 км. во всех направлениях.

 Однако уже к VI–VII векам нашей эры на смену дьяковской приходит другой тип культуры – в Москву с запада идет массовое переселение славянских племен кривичей и вятичей. Современные авторы выделяют в Волго-Клязьменском междуречье мерянскую культуру VI–IX веков уже как метисную финско-славянскую. Бронзовый бюст древней москвички VII века в Музее археологии Москвы дает достаточно наглядный пример такого смешения.

Древний город Москва становится центром консолидации земель, а финно-угры – одним из государствообразующих народов.

Tags: города и сёла, история, культура, москва, русь, цивилизации
Subscribe
promo eto_fake march 28, 2012 00:37 7
Buy for 10 tokens
Large Visitor Globe Поиск по сообществу по комментариям
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments