mamlas (mamlas) wrote in eto_fake,
mamlas
mamlas
eto_fake

Category:

Ещё о праславянской Германии...

Ещё о средневековом фольклоре и из мифологии норманизма

Сказания Померании и Рюгена… и Московия
Мифология и фактология норманизма и Руси

Однажды листая репринтный сборник северно-немецких преданий, мне довелось обнаружить одну очень любопытную сказку. Причём для историка она оказалась интересной отнюдь не замысловатым сюжетом (этому вряд ли можно было удивиться). ©

Ещё в негерманской Германии: Кельты в Каменном городе | Герцогство Мекленбург и Рюрики


Современные деревушка и музей на месте бывшей славянской (племени кессинов) крепости Кессин

Сказка называлась «Ведьма» и представляла собой довольно заурядное фольклорное произведение, в котором рассказывалось о вредной колдунье и её кознях. Но вот начало сказки оказалось на редкость необычным.

In einem grossen, der Elde nahe gelegenen Kirchdorfe des südwestlichen Meklenburgs trieb um die Moskowiter-Zeit eine bitterböse Hexe ihr arges Wesen…

В одном большом селе, расположенном близ Эльды в юго-западном Мекленбурге, во времена московитов жила-была злобная ведьма…
/Johann Christ. Friedrich Günther. Meklenburgische Volkssagen und Volksaberglaube // Verein für Mecklenburgische Geschichte und Altertumskunde: Jahrbücher des Vereins für Mecklenburgische Geschichte und Altertumskunde. - Bd. 8 (1843), S. 206/

Ни больше – ни меньше: именно во времена московитов. Как известно, в источниках так называли русских из Великого княжества Московского XIV-XVI вв. До Петра I и его «окна в Европу» было ещё далеко. А про московитов, оказывается, в Мекленбурге знали. Причём местный рассказчик хотел, как будто, конкретизировать своё повествование. И сообщил, что некая ведьма жила «во времена московитов», а не при царе Горохе. Интрига заключается лишь в том, что московиты упоминались в сказке без малейшей привязки к сюжету.

Впоследствии один коллега по цеху указал на другое историческое предание, также связанное с Мекленбургом:

Жители крепости (Кессин – прим. В.М.) сражались с московитами, и король их был убит, немногим удалось спастись из уцелевшей крепости, а сама цитадель с замком была разграблена врагами. Не нашли московиты только самое ценное – стол из золота и золотого идола бога. Эти сокровища были спрятаны герцогом на дне глубокого колодца. /Иванова-Бучатская Ю.В. Plattes Land: Символы Северной Германии (славяно-германский этнокультурный синтез в междуречье Эльбы и Одера). – СПб., 2006. – С. 97/

Сегодняшний Кессин – это небольшая мекленбургская деревушка близ Ростока. Но некогда на её месте располагался укреплённый центр славянского племени кессинов. Не сложно догадаться, что от них же и произошло название. Крепость просуществовала до второй половины XII века, когда была разрушена войсками датского короля Вальдемара I.

Логично заключить, что «московиты» атаковали её раньше. Да и вообще в предании явно говорится о далёких языческих временах, связанных с борьбой вокруг сокровищ и золотого идола божества. Разве что исторических московитов ещё не называли «московитами». Да и сама Москва, если и существовала в виде нескольких деревянных построек, ещё не упоминалась в источниках.

Так кто же напал на древний Кессин? Кем были те таинственные «московиты», которые оставили след в северно-немецком фольклоре?

Предположение 1: Новгородские пираты, которые активно плавали по Балтике. Но вряд ли их могли перепутать с жителями Московии. Особенно притом, что соперничество Новгорода и Москвы продолжалось вплоть до правления Ивана Грозного, то есть в средневековье их не воспринимали как одно целое.

Предположение 2: Собственно московиты, т.е. жители Московского княжества. Но Московия не имела ни выхода к морям, ни собственного флота. Значит, какие-либо параллели с ней вообще исключены.

В то же время, устное народное творчество часто хранит в себе память о реальных исторических событиях. Очевидно, что приведённые сюжеты записаны около XVI столетия, но их возникновение (по крайней мере, второго сюжета) восходит, вероятно, к тому времени, когда ещё не было Москвы и москвичей. Они пронизаны деталями, присущими лишь для далёкой языческой эпохи.

Но фольклор всегда записывается позднее, чем создаётся. В этом его специфика: сюжет передаётся из уст в уста многими поколениями, прежде чем попасть на книжные страницы. Поэтому изучение фольклора становится непростым делом, ведь в нём прошедшие столетия могут причудливо накладываться друг на друга. И рассказчик всегда делает повествование актуальным для своего времени, иначе слушателям будет ничего не понятно.

В средневековой Германии московитами называли своих русских современников (вспомним Герберштейна). И те, кто напал на Кессин и в чьи далёкие времена жила злобная мекленбургская ведьма, явно ассоциировались с ними у автора предания. Попросту подразумевались те, кто имел какое-то отношение к русскому миру.

Здесь не следует искать буквальных аналогий с Московским княжеством. Очевидно, что приведённые сказания укладываются в ту же традицию, что и мекленбургские генеалогии о начале Руси. Традицию, которая незримо связывала Древнюю Русь с «варяжской прародиной» на южно-балтийском побережье. Народный фольклор лишь дополняет многочисленные и убедительные доказательства, которые имеются в распоряжении учёных.

Всеволод Меркулов, кандидат исторических наук
«Переформат», 13 сентября 2011

Из комментариев к статье:

Павел говорит: — «Так мы имеем два Ярославля, три Владимира, две Москвы, но ни один из этих городов не назван ни старым, ни новым, потому что они построены разными племенами. О Владимире и Ярославле западных Славян, и о Владимире Волынском, построенном Бужанами (называвшимися и Волынянами), уже писано довольно, а потому мы скажем только несколько слов о второй Москве, построенной, вероятно, в 3-м или 4-м веке нашей эры Славянами-Лужичанами, принадлежащими к племени Слезан (нынешних Силезцев). Западная Москва существует и теперь в нынешнем Лаузице и составляет столицу бывшего графства, а ныне княжества Пюклер-Мускау. Немцы называют ее Muscau, а нашу Москву — Moscau; Лужичи зовут ее Мусква. Эта Мусква отличается в названии своем от Москвы тем же, чем Русь от Роси, и указывает только на два различных славянских наречия, коих народы жили каждый про себя отдельным миром; но ни та, ни другая Москва не называется ни старою, ни новою» (Классен Е.И. «Новые материалы для древнейшей истории Славян вообще и Славяно-Руссов до Рюриковского времени в особенности»).

Сейчас Мусква называется Bad Muskau. Видимо, московиты — из этой Мусквы (из земель сорбов — лужицких сербов). В 789 г. Карл Великий совершил поход против вильцев (лютичей), причиной похода послужило то, что лютичи постоянно беспокоили своих северных соседей ободритов — союзников франков. После того как франко-саксонское войско переправились через р. Эльбу, к нему присоединились сорбы и ободриты во главе с князем Вышаном. Вильцы не смогли долго сопротивляться, покорились и выдали заложников. Карл доверил завоеванную страну князю ободритов Драговиту (Дражко), убитому около 810 г. Лютичи были отброшены до реки Пены. Видимо, именно эти события описаны в историческом предании.
Tags: архивы_источники_документы, версии и прогнозы, германия, города и сёла, дискуссии, древний мир, европа, интересно, история, мифы и мистификации, мнения и аналитика, народы, норманизм, нравы и мораль, русские и славяне, русский мир, русь, современность, средневековье, турция и византия, факты и свидетели, фольклор
Subscribe
promo eto_fake март 28, 2012 00:37 7
Buy for 10 tokens
Large Visitor Globe Поиск по сообществу по комментариям
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments