mamlas (mamlas) wrote in eto_fake,
mamlas
mamlas
eto_fake

Category:

Домонгольская Русь. Культ рода

Ещё традиции Руси

Культ рода в домонгольской Руси
Курс «Династический мир домонгольской Руси». 8 лекций филолога Федора Успенского об основных проблемах культуры средневековой Руси

Филолог Федор Успенский о христианизации Руси, крещении умерших и статусе оглашенных. ©

Ещё у Фёдора Успенского


Как христианизация Руси повлияла на развитие культа предков? Почему существовал обряд крещения умерших? И как решали проблему торговли и ведения дел между христианами и язычниками? Об этом рассказывает доктор филологических наук Фёдор Успенский.

Фёдор Успенский — доктор филологических наук, заместитель директора Института славяноведения РАН, ведущий научный сотрудник лаборатории медиевистических исследований НИУ ВШЭ.

Культ рода в домонгольской Руси - Федор Успенский

— Христианизация в целом не оказала существенного деструктивного влияния на культ умерших предков. В семьях, родах и кланах по-прежнему, несмотря на то, что это уже были новообращенные христиане, культ предков продолжался. Особенно хорошо это видно на древнерусском материале, хотя древнескандинавский материал тоже многое сообщает. Древнерусский же материал примечателен тем, что здесь мы видим культ рода в рамках одной огромной семьи, княжеской семьи Рюриковичей, которая разрасталась в каждом последующем поколении и вырабатывала по ходу своего разрастания новые правила почитания умерших предков.

— В средневековом мире люди часто принимали оглашение. Они не принимали таинство крещения, одно из самых важнейших таинств христианства. Они демонстрировали, что в принципе когда-нибудь хотели бы и может быть были бы готовы принять крещение. В языке церковной истории это называется оглашение или катехизация. Они произносили вслед за священником какую-то молитву, может быть осеняли себя крестом, но сам факт крещения не осуществлялся. А факт оглашения, которое они на себя принимали, их ни к чему не обязывал. О многих таких людях известно, что они так и не приняли крещение. А многие продолжали жить в этом оглашении всю сознательную жизнь. И, с одной стороны, они могли не отказываться от древней веры отцов, от архаической традиции, а с другой стороны, они могли вступать во взаимодействие с христианами, могли торговать с ними.

— Знаменитый император Константин Великий, при котором христианство стало государственной религией Византии, открывал церковные соборы, участвовал в церковной жизни страны, не будучи крещенным. Крещение он принял только на смертном одре. А все это он мог делать, потому что был оглашен. Он семиотически продемонстрировал, что готов когда-нибудь принять крещение. Точно так же поступали и наши скандинавы, и наши русские восточные славяне на рубеже христианизации страны.

© ПостНаука, 12 декабря 2013
Tags: версии и прогнозы, видео, древний мир, история, культура, мистика и оккультизм, мифы и мистификации, мнения и аналитика, нонсенс, нравы и мораль, поколения, правители, православие, религии, русские и славяне, русь, символы, средневековье, торговля и рынки, традиции, турция и византия, факты и свидетели, христианство, экономфинбиз, язычество
Subscribe

  • МКЦ-френия

    Статья из 90-х об одной популярной тогдашней чудеске. Нынче френии переизбыток, целые темы и направления масс-медиа гонят ее сплошняком и без…

  • Карма есть - ума не надо

    Статья из 90-х. об одной из штуковин рынка чудес. Есть ли такие штуковины и рынок сейчас? А куда бы они делись. Потребность в магии - вечная. На…

  • Как справиться с самой главной бедой в России

    Статья из 90-х. Она о борьбе с одной из трех главных бед в России. В долбоящике они в 90-х годах занимали больше экранного времени, чем все…

promo eto_fake march 28, 2012 00:37 7
Buy for 10 tokens
Large Visitor Globe Поиск по сообществу по комментариям
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments