?

Log in

No account? Create an account
 
 
22 Декабрь 2015 @ 13:04
Из советской мифологии доисторической Руси  
Ещё из мифологии Средневековья и о Древней Руси

Прокопий Кесарийский и Михаил Кокшенов
Составитель курса Сергей Иванов о порочных императрицах, корыстных филологах и о том, кто, как и зачем пытается изменить прошлое / Курс № 2 Исторические подделки и подлинники

Фильм «Русь изначальная» как источник сведений о Византии для массового советского зрителя середины 1980-х. ©

Ещё в курсе №2


Кадр из фильма «Русь изначальная». 1985 год / Киностудия им. М. Горького

В 1985 году на советские экраны вышел псевдоисторический блокбастер из жизни славянских язычников «Русь изначальная».
Это экранизация одноименного двухтомника советского писателя Валентина Иванова; автор, начинавший с фантастики про «лучи смерти» и американско-фашистский заговор против СССР, раскрыл себя в патетичной патриотической теме: он автор трилогии, в которую кроме «Руси изначальной» входят романы «Повести древних лет» и «Русь великая».

«Русь изначальную» современные неоязычники-родноверы читают как исторический труд. Нравится не только им: «Иванов, по существу, сделал для русских то же, что Вальтер Скотт — для шотландцев», — писал литературный критик Лев Данилкин на сайте журнала «Афиша». Историкам литературы Иванов скорее памятен редким случаем открытой ксенофобии в литературе 1950-х: его детектив на производственную тему «Желтый металл» был изъят из магазинов за «хулиганские выпады в адрес грузин и других советских народов». Позднее Иванов состоял в неформальном националистическом «Русском клубе».


Кадр из фильма «Русь изначальная». 1985 год












«Почти полное тысячелетие отделяло Прокопия от века, в котором жил Отец Истории Геродот и великий Фукидид. Прокопий думал об исканиях и мучениях этих людей. Без опыта никому не познать сущности любого мастерства, лишь пишущий поймет пишущего. Писателю нужна решимость большая, чем другим, так как сомневающийся не закончит и строчки, он осужден на бесплодие бесконечных помарок и чистых страниц. На самом деле жизнь снабжена бесчисленными гранями. Испытываемая разумом, она меняет свой вид, как изрезанный берег Эллады перед взглядом морехода. Каждая строка требует проявления мужества, каждая мысль есть решение полководца. Нет, военачальник может уклоняться от сражений, в его власти замена штурма бездействием терпеливой осады. Писатель же подобен солдату, рвущемуся на стену.

Прокопий начал:

„Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но живут в народоправстве“.

Он знал, что славяне и анты говорят одной речью, живут одинаковым укладом. Одни располагаются ближе к империи, другие — дальше. В названии „анты“ для Прокопия звучал корень латинского слова, обозначающего местонахождение „раньше, против“. К тому же ни одно из славянских племен не называет себя антами. Прокопий сохранял это название, чтобы быть лучше понятым.

Итак, они живут в демократии... Дальше!»
Валентин Иванов, «Русь изначальная»

Фильм снят Центральной киностудией детских и юношеских фильмов имени Максима Горького; уже на первых минутах ленты зрителя ждет эротическое переживание от эмоциональной сцены противостояния юноши по имени Ратибор и безымянной хазаринки, надевшей штаны, но плохо позаботившейся о верхней части одежды. Режиссер Геннадий Васильев много обращался к посконно-патриотческой стилистике на сказочном или беллетристическом материале: он снимал ленты «Финист Ясный Сокол», «Василий Буслаев», «Царь Иоанн Грозный». Анты — славяне IV века, которых не стесняются называть русскими, — в фильме анахронистично сражаются с кочевниками. В ролях славян — символы перестроечного кино: Борис Невзоров (Всеслав), Михаил Кокшенов (Колот) и Елена Кондулайнен (Млава).


Кадр из фильма «Русь изначальная». 1985 год










Навряд ли патриотический китч стоил бы внимания, если бы не изображенные в ней византийцы, плетущие интриги против древних россов. Хотя и в книге, и в фильме потомки Древнего Рима — «плохие», а предки Валентина Иванова — «хорошие», нельзя не заметить, что мир Константинополя с его политикой, интригами и развратом подан с нескрываемым интересом. Во вражеский лагерь были брошены лучшие актерские силы: Игорь Дмитриев, Михаил Светин, Евгений Стеблов; императора Юстиниана играет Иннокентий Смоктуновский, его жену Феодору — Маргарита Терехова. Повествование же ведется от лица Прокопия Кесарийского, которого сыграл Юрий Катин-Ярцев, всем памятный Джузеппе Сизый Нос из «Приключений Буратино».

Автор: Кирилл Головастиков
«Arzamas», 2 декабря 2014
 
 
 
promo eto_fake march 28, 2012 00:37 5
Buy for 10 tokens
Large Visitor Globe Поиск по сообществу по комментариям 2leep.com
 
LiveJournal: pingback_botlivejournal on Декабрь, 22, 2015 12:42 (UTC)
Триумф неоязычества в советском кинематографе
Пользователь habanerra сослался на вашу запись в своей записи «Триумф неоязычества в советском кинематографе» в контексте: [...] Оригинал взят у в Из советской мифологии доисторической Руси [...]
mazzarinomazzarino on Декабрь, 22, 2015 15:45 (UTC)
Когда то смотрел. Интересный фильм, хотя и исторического ноль. Предвестник сегодняшнего жанра романа альтернативной истории. .
mamlasmamlas on Декабрь, 22, 2015 15:54 (UTC)
)) А постсоветская история от резунов разве не альтернативная?
mazzarinomazzarino on Декабрь, 22, 2015 16:24 (UTC)
Есть литературно-художественный жанр альтернативной истории, рисующий художественным языком исторические фантазии. Он и относится к жанру фантастики.Родоначальником её был Тит Ливий, размышлявший, как бы сложились отношения Рима с империей Александра Македонского, если б тот не умер молодым, а сколотил долговечную империю. другой пример Том Клэнси, обрисовывавший фантастическую советско-американскую войну.Еще более классический пример это роман Виконт де Бражелон Дюма с выдуманным принцем-близнецом и кознями иезуитов, обыгрывающий историю вполне реального человека в железной маске. При этом, это художественная, а в целом ряде случаев философская (Ливий, Тойнби, Фогель), литература, не претендующая на, хоть какую то, научную историческую достоверность.
В отличии от Альтернативной истории(хорошего и вполне уважаемого жанра), такие авторы, как Резунов, Соколов и иже с ними, занимаются не умозрительными построениями на потеху публике(как Дюма или Клэнси) или ради философских мудрствований - "а что бы было, если бы....?"(как Тойнби, Ливий или Фогель), а нагло извращают исторические факты, при этом утверждая, что их извращения были в действительности.. Это не альтернативная история, а анти-история.
mamlasmamlas on Декабрь, 22, 2015 16:33 (UTC)
Вот сами же правильно говорите - литературный жанр. Так зачем же литературу Иванова записывать в историческую да ещё и альтернативную? Он разве на это сам претендовал?

А вот резуны как раз заявляют себя как историки и уж тогда нам их только и называть альтернативными (фейковыми, извращающими и т.д.), а не литературных писателей Ивановых. Этак мы и былины со сказками и мифами, фресками и песнями запишем в альтернативную историю!

Я не согласен с заявкой в статье на то, что трилогия Иванова должна рассматриваться как исторический фейк - это уже не его домыслы. Если я не прав и он себя называл где-то историком, а свои книги историческими, то поправьте...

Если же он себя таковым не называл, то называть его фейковым историком - это очернять уже и мифы в виде таких фильмов...

Тем более, что такие фильмы всё-таки имеют хоть какую-то историческую основу, в отличие от толкиенов, например, и в фантастические их никак не запишешь... Так зачем же ещё и былины очернять в фейковости? Это уже на русофобию тянет-т, если как я обосновал...
(Удалённый комментарий)
mamlasmamlas on Декабрь, 22, 2015 21:11 (UTC)
Хрущёв настолько мелок в сравнении и со Сталиным, и с Россией, что он может лишить памяти только о себе...
(Удалённый комментарий)
mamlasmamlas on Декабрь, 22, 2015 21:26 (UTC)
Не отдадим!
(Удалённый комментарий)
mamlasmamlas on Декабрь, 22, 2015 21:51 (UTC)
Слава богу, это не их забота. Сами разберёмся, так же известим, как и с Владимиром.
(Удалённый комментарий)
mamlasmamlas on Декабрь, 22, 2015 22:01 (UTC)
Скорее всего, не платит, а вносит достаточно весомые членские взносы, как и в случаях с МВФ, ОБСЕ, ООН. Также надо посмотреть, нет ли у нас там каких весомых постов, как в ООН, МОК с ФИДЕ или ЦЕРНе, например.
LiveJournal: pingback_botlivejournal on Февраль, 5, 2016 01:27 (UTC)
Триумф неоязычества в советском кинематографе
Пользователь habanerra сослался на вашу запись в своей записи «Триумф неоязычества в советском кинематографе» в контексте: [...] Оригинал взят у в Из советской мифологии доисторической Руси [...]
LiveJournal: pingback_botlivejournal on Февраль, 5, 2016 07:32 (UTC)
Триумф неоязычества в советском кинематографе
Пользователь bono60 сослался на вашу запись в своей записи «Триумф неоязычества в советском кинематографе» в контексте: [...] нал взят у в Из советской мифологии доисторической Руси [...]