?

Log in

No account? Create an account
 
 
13 Декабрь 2015 @ 10:42
Национальные идеи стран и эпох #3  
Ещё по теме национализма и информационных войн

Каким бывает «светлое прошлое»
Средневековая Европа

Дать обществу его «светлое прошлое», значит – поддержать общество в годину лишений и морального разложения и вдохновить на работу для достижения стабильного будущего. Эта мысль вылилась в традицию написания национальных историй в период, когда в лоне западноевропейской государственности стали формироваться национальные государства. ©

Другие национальные идеи


«Жанна д Арк в бою», Герман Антон Штильке, 1843, Эрмитаж

Национальная история, изучение великого прошлого страны было положено в основу системы гуманитарного образования, начиная с эпохи Возрождения. Наряду со своей историей стала изучаться своя литература, своё искусство, жизнеописания своих героев.

Данная система стала с течением времени неотъемлемой частью воспитания всех европейских обществ, поскольку она формировала и укрепляла национальное самосознание и осознание своих национальных интересов.

Приведу небольшой пример в подтверждение моей мысли о том, что обращение к славным страницам родной истории и чувство гордости за достояние родной культуры – это круг спасения для нации в пору испытаний. Вот пара выдержек из статей Андрэ Моруа, написанных им в тяжелейшее время для его родины – Франции. В 1940 году французская армия, считавшаяся сильнейшей в мире, всего за несколько недель была сокрушена молниеносными ударами гитлеровских войск, и Франция перестала существовать как независимое государство, будучи разделённой Гитлером на окупационную зону и «свободную» зону режима Виши, обязанную сотрудничать с Германией по изготовлению военного снаряжения.

В феврале 1942 г. Моруа публикует в Нью-Йорке статью «Дух Франции», где он пишет о том, что ни один «истинный француз никогда не примирится с тем, что на его родине хозяйничают захватчики».

Франция выйдет из войны свободной и независимой… Почитайте историю Франции, – вы убедитесь, что нет в мире страны, пережившей столько нашествий… Французы сопротивляются завоевателям, потому что они солдаты. Они помнят своё славное прошлое и гордятся им. Сегодняшние французы – потомки тех, кто сражался при Вальми и Ваграме, на Марне и под Верденом. Они хотят быть достойными своих отцов…

Славное прошлое, единодущие в настоящем, свершение сообща великих дел, мечта о новых победах – вот что отличает настоящий народ, – писал Ренан. О том, что за плечами у французов славное прошлое, неопровержимо свидетельствуют музеи, памятники и целые государства, раскиданные по всему свету. В том, что впереди у французского народа ещё более славное будущее, заверит Вас любой молодой француз. Вот почему французской нации суждена долгая жизнь. Дух Франции не изменился со времен Жанны д’Арк. Франция так же непокорна, исполнена той же веры в будущее…

«Ненавидите ли вы своих врагов?» – коварно спросил Жанну д’Арк один из руанских судей.

«Не знаю, – ответила Жанна, – но зато я твёрдо знаю, что мы выдворим их из Франции всех до единого, кроме тех, что падут на нашу землю мёртвыми». Таков был дух Франции, таким он остаётся и поныне».
/ Моруа А. Дух Франции // Надежды и воспоминания. М., 1983

Этот небольшой фрагмент служит прекрасной иллюстрацией того, что память о славных страницах из истории своего народа помогает сохранить дух нации в тяжёлые периоды её истории и не потерять из виду главной цели – возрождение нации. К этому выводу пришли итальянские гуманисты ещё в XIV в., и он верно служил европейским народам вплоть до наших дней.

К сожалению, в западноевропейском гуманизме эпохи Возрождения имелась и оборотная сторона: восхваление собственной истории сопровождалось одновременным развитием традиции оплёвывания истории других народов, чему примером служит «антиготская» пропаганда итальянских гуманистов. Эта оборотная сторона гуманизма также утвердилась со временем в западноевропейской общественной и политической мысли, что в различные исторические периоды удалось почувствовать и российскому обществу через нападки на историю России и попытки принизить и очернить то, чем россияне по праву гордились.

Продолжу иллюстрировать примерами, связанными с историей Франции.

В приведённых выдержках из статьи Моруа в числе событий, которыми гордятся французы, он называет битву при Ваграме – селении в Австрии, где в начале июля 1809 г. наполеоновские войска одержали победу на австрийской армией. Но Моруа не называет ни одного сражения из русской компании Наполеона 1812 года, например, сражения при отступлении Наполеона на пути от Москвы до Березины: Тарутинский бой, сражение под Малоярославцем, сражение под Вязьмой, бой у Красного, сражение на Березине. Вполне естественно: описание поражений и позора разгрома оставляют, обычно, либо неприятелям, либо берутся за их анализ в счастливую для себя пору.

Я вспомнила здесь войну 1812 года, потому что по её завершении Россия – победительница в войне, испытала на себе кампанию клеветы того масштаба, который сегодня получил название информационной войны.

Вот несколько отрывков из воспоминаний прославленного героя войны 1812 года Дениса Давыдова, написанных как ответ на послевоенную антироссийскую клевету в странах Западной Европы:

Два отшиба потрясли до основания власть и господствование Наполеона, казавшиеся неколебимыми. Отшибы эти произведены были двумя народами, обитающими на двух оконечностях завоеванной и порабощённой им Европы: Испаниею и Россиею.

Первая, противуставшая французскому ополчению одинокому, без союзников и без Наполеона, сотрясла налагаемое на неё иго при помощи огромных денежных капиталов и многочисленной армии союзной с нею Англии. Последняя, принявшая на свой щит удары того французского ополчения, но усиленного восставшим на неё всем Западом, которым предводительствовал Наполеон, – достигла того же предмета без всяких иных союзников, кроме оскорблённой народной гордости и пламенной любви к отечеству. Однако ж все уста, все журналы, все исторические произведения эпохи нашей превознесли и не перестают превозносить самоотвержение и великодушное усилие испанской нации, о подобном же усилии русского народа нисколько не упоминают и вдобавок поглощают их разглашением, будто все удачи произошли от одной суровости зимнего времени, неожиданного и наступившего в необыкновенный срок года.

Двадцать два года продолжается это разглашение между современниками, и двадцать два года готовится передача его потомству посредством книгопечатания. Все враги России, все союзники Франции, впоследствии предательски на неё восставшие, но в неудачном вместе с нею покушении против нас вместе с нею же разделившие и стыд неудачного покушения, неутомимо хлопотали и хлопочут о рассеивании и укоренении в общем мнении этой ложной причины торжества нашего.

Должно однако, заметить, что не в Германии, а во Франции возник первый зародыш этого нелепого разглашения; и не могло быть иначе. Надутая двадцатилетними победами, завоеваниями и владычеством над европейскими государствами, могла ли Франция простить тому из них, которое без малейшей посторонней помощи и в такое короткое время отстояло независимость свою не токмо отбитием от себя, но и поглощением в недрах своих всей европейской армады… И когда! Когда, обладая монополиею словесности, проникающей во все четыре части света, завоеванные ее наречием, справедливо почитаемым общим наречием нашего века, она более других народов могла ввести в заблуждение и современников и потомство насчёт приключения, столь жестоко омрачившего честь её оружия.
/ Давыдов Д. 1812 год // Дневник партизанских действий 1812 г. - Л., 1985

Отрывок из воспоминаний Дениса Давыдова показывает, что попытки западноевропейских завоевателей обесславить российскую военную историю имеют глубокие исторические корни, питающиеся миазмами, источаемыми оборотной стороной гуманизма. Корни эти, как легко заметить, очень цепкие. Например, пропагандистский трюк наполеоновских историков приписать победу над Наполеоном силам природы и отнять тем самым честь победы у русской армии использовалась в следующем столетии гитлеровской пропагандой в объяснении побед советской армии под Москвой и Сталинградом.

Свою лепту в историю очернения победы советской армии над нацизмом внесли и идеологи холодной войны. В советологии создался стереотип о Великой Отечественной войне как о схватке двух тоталитарных режимов, а подлинную же победу над нацизмом одержали армии США и Великобритании. Татьяна Толстая, преподавашая несколько лет в США, заметила в одном из своих очерков:

…В моем колледже русской кафедры нет. А те, кто ко мне ходили, о России практически ничего не слышали… Те, кто слыхал о войне, думают, что СССР воевал на стороне Германии. / Толстая Т. Интервью // Татьяна Толстая, Наталия Толстая. Сёстры. М., 1998

Холодная война отошла в прошлое, но тень оборотной стороны гуманизма, по-прежнему, падает на военный подвиг советского народа. В постсоветский период советология пополнилась новой колонной бойцов информационного фронта – отечественных искателей «альтернативных» толкований Великой Отечественной войны. Примеры таких толкований приводятся в статье Андрея Журбина «Мародёры – Соросята», опубликованной в «Советской России» (11.06.2002) и в книге А.Г. Кузьмина «Мародёры на дорогах истории». Недавним примером из этой серии являются выступления на международной конференции «Великая Отечественная война – 70 лет нападения нацистской Германии на СССР», проведённой 10-11 июня сего года в центре русистики Будапештского университета. В докладах ст. научного сотрудника ИНИОН РАН Ирины Глебовой и директора ИНИОН РАН академика Юрия Пивоварова звучали такие формулировки как «миф о победе», «так называемая Отечественная война», «миф, созданный вокруг советской победы над нацистской Германией», «предавший забвению миллионные жертвы миф о победе» и пр.

Всё это свидетельствует о том, что российская историческая мысль переживает серьёзный кризис, который и предопределяет кризис формулировки национальной идеи.

Лидия Грот, кандидат исторических наук
«Переформат», 27 сентября 2011
 
 
 
promo eto_fake march 28, 2012 00:37 5
Buy for 10 tokens
Large Visitor Globe Поиск по сообществу по комментариям 2leep.com
 
mazzarinomazzarino on Декабрь, 13, 2015 13:16 (UTC)
Ну, тут Лидия Павловна даже удивляет. Позиция французов вокруг событий 1812 года вполне понятна. Им не шибко то охота признавать свои промахи. И еще удивляет меня то, что Лидия Павловна будто не замечает того, о чем пишет Денис Васильевич. Продолжу цитату буквально с того места, где она остановилась:
++++++++++++
Нации этой ли, исполненной самолюбия и самохвальства, преследуемой порицаниями и, что еще чувствительнее, карикатурами и насмешками, более всего для нее несносными, ей ли можно было признаться в истинной причине несостоятельности своей в обещаниях славы и добычи увлеченным ею государствам? И когда! Когда, обладая монополиею словесности, проникающей во все четыре части света, завоеванные ее наречием, справедливо почитаемым общим наречием нашего века, она более других народов могла ввести в заблуждение и современников и потомство насчет приключения, столь жестоко омрачившего честь ее оружия, столь насильственно прогнавшего призрак ее непобедимости! Будем справедливы; какая нация решилась бы на пожертвование такого преимущества, какая нация, напротив, не поддержала бы посредством его и кредита своего в общем мнении, и славы своего оружия, потрясенных столь неожиданным злополучием?

Франция не пренебрегла этого преимущества и похвально сделала: священнейший долг всякого народа - дорожить своим достоинством, спасать и защищать всеми мерами и всеми средствами это нравственное бытие свое, неразрывно сопряженное с его бытием вещественным. Но похвально ли для некоторых из нас, еще более для тех из нас, русских, которые, быв свидетелями, даже действовавшими лицами на этом великолепном позорище, знают истинную причину гибели нахлынувших на нас полчищ, - похвально ли им повторять чужой вымысел для того только, чтобы не отстать от модного мнения, как не отстают они от покроя фраков или повязки галстуков, изобретенных и носимых в Париже?

_____________________
Обращу внимание, Денис Васильевич вполне с пониманием и даже одобрением относится к позиции французов, рассуждая объективно, что каждый патриот должен защищать честь своей Родины в любой ситуации,какой бы она ни была, но он жестко критикует тех русских(специально отметил курсивом), которые, зная истинное положение вещей, служат подпевалами французским домыслам.

Edited at 2015-12-13 13:18 (UTC)
mamlasmamlas on Декабрь, 13, 2015 13:22 (UTC)
Мне показалось, она никого и не обвиняет и даже в последних абзацах так и сказал - нам самим умнее надо быть.

Вон сейчас как раз в сообществе запостил свежее - про такое же своё одеяло, в том числе и французов, в ПМВ и наши же эти же грабли, за которые мы сами же потом и обижаемся.

Нет, она всего лишь лишний раз подчеркнула, мне кажется...
and_allesgutand_allesgut on Декабрь, 13, 2015 15:13 (UTC)
так называемая новорашенская истогхическая мысльЪ
"поддержать общество в годину лишений и морального разложения"..-не до таких пустяков вевепе, недимону блаженному и его типаминистрам.Поддержим себя сами...
mamlasmamlas on Декабрь, 13, 2015 15:19 (UTC)
Пока не научитесь принимать волю большинства, какая бы она ни была, всегда будете играть в стане врагов России, даже если будете иметь самые лучшие пожелания для России.
LiveJournal: pingback_botlivejournal on Январь, 15, 2016 15:31 (UTC)
Манипулируем неаккуратно, но сильно?
Пользователь ppetrovichh сослался на вашу запись в своей записи «Манипулируем неаккуратно, но сильно?» в контексте: [...] года В отличие от ученого мира, массовое общественное сознание живет мифами. В каждом обществе есть [...]
LiveJournal: pingback_botlivejournal on Январь, 16, 2016 04:31 (UTC)
Как не надо опровергать советские мифы о «крепостной Р
Пользователь marafonec сослался на вашу запись в своей записи «Как не надо опровергать советские мифы о «крепостной РИ» / Полуправда и манипуляции хуже лжи!» в контексте: [...] года В отличие от ученого мира, массовое общественное сознание живет мифами. В каждом обществе есть [...]
LiveJournal: pingback_botlivejournal on Январь, 16, 2016 09:27 (UTC)
Как не надо опровергать советские мифы о «крепостной Р
Пользователь mumis34 сослался на вашу запись в своей записи «Как не надо опровергать советские мифы о «крепостной РИ» / Полуправда и манипуляции хуже лжи!» в контексте: [...] года В отличие от ученого мира, массовое общественное сознание живет мифами. В каждом обществе есть [...]