koparev (koparev) wrote in eto_fake,
koparev
koparev
eto_fake

Category:

Свидетельства Степенной книги

Оригинал взят у koparev в Свидетельства Степенной книги


Оригинал взят у swinow в Свидетельства Степенной книги
Оригинал взят у alex_oleyni в 186 Свидетельства Степенной книги
Степенная книга составлена по инициативе митрополита Макария духовником Ивана IV Васильевича Андреем (будущий митрополит Афанасий) между 1560 и 1563 годами. В Степенной книге приводится список земель русских.  Этот перечень интересен тем, что там приводятся как названия племен, которые относились к восточным славянам, так и те, которые издавна входили в состав Руси или платили дань.  Здесь также упоминаются ляхи, которые владели частью земель Руси на момент составления летописи. Возможно также, что автор включал ляхов в состав русских земель на основании того, что в летописях радимичи и вятичи назывались потомками ляхов. Но вот что особенно интересно, что к русской земле автор Степенной книги относит лютичей, поморян, т.е. балтийских славян, а также болгар, белых угров и чехов, которые никогда в состав древнерусского государства не входили.

Скорее всего, включение в текст  земель русских  территорий балтийских славян, венгров и болгар обусловленно исторической связью Руси с этими землями. Дунайские земли славян были прародиной и оттуда пришла на Русь славянская грамота и просвещение, а пришедший от балтийских славян –варягов Рюрик мыслился как правитель и варягов и руси. Как известно латинские источники указывают на то, что кроме собственно восточной Киевской Руси, существовала  также Русь на Дунае, откуда Нестор выводил славянские племена, а также среди балтийских славян. Андрей если и знал о существовании других «Русий», не стремился развить эти концепции. Духовник Ивана Грозного не только не поддерживал идею привнесения названия Руси извне, но и стремился обосновать более глубокую древность русского народа, чем призвание Рюрика. Так Андрей не пишет о том, что варяги назывались «русью». Наоборот, он заявляет, что русь послала к варягам посольство, чтобы найти правителя. Более того, он утверждает древность народа руси ссылками на упоминания руси начиная с Феодосия I Великого(379-395). Также он нашел свидетельства о руси времен персидского шаха Хосрова I(531-579) и византийского императора Ираклия(610-641):

Несмотря на то, что Духовник Ивана Грозного не поддерживал идею происхождения названия Руси от варягов, он считал варягов выходцами из Южной Балтики.  Поэтому, скорее всего, и включал южнобалтийских славян в перечерь русских земель. Подтверждение этому мы находим в изложении августовской легенды о родстве Рюрика с Августом.  После изложения самой легенды Андрей приводит подробное описание земель где жили варяги.

Такая подробность описания нужна была для подкрепления августовской легенды. Из описания мы видим, что к землям варягов Андрей относит восточную Померанию и Прусию вплоть до Немана.  В восточной Померании жили южнобалтийские славяне отличные от поляков, а в устье Немана по средневековым источникам обнаруживается Русь (Ruscia) южнобалтийских славян, где пострадал св. Адальберт и Бруно Кверфуртский.
Здесь нужно понимать, что легенда о родстве Рюрика с императором Августом не возникла на пустом месте, ее не взяли просто «с потолка». На самом деле во времена Ивана Грозного знали о существовании легенд об основании городов на берегах Балтийского моря. И безусловно, в силу тесных контактов новгородских и псковских купцов сначала с варягами, а потом с ганзейскими городами, и самой России с Ливонским орденом, рассказы и легенды об основании балтийских городов могли проникать на Русь. Так можно взять, как пример, рассказ из Гельмольда о походе славян под предводительством князя Генриха в землю ран. Гельмольд  указывает, что войско шло к городу Волигост и попутно сообщает о его другом названии.
«И, переправившись все вместе через реку Травну, они шли по обширным землям полабов и тех, которые зовутся бодричами, пока не достигли реки Пены, а перейдя ее, направили путь свой к городу, который называется Волигост, а у ученых зовется Юлией Августой в честь основателя города Юлия Цезаря». (Гельмольд, I, 38) На самом деле Гельмольд путает Волигост с Волином, который назывался Юмна или Юмнета, а в некоторых источниках, как Юлин, и к которому действительно шло войско Генриха.
Придворным  летописцам оставалось только соединить подобные рассказы с тем, что Рюрик был варяг и прибыл из-за моря. Если бы было широко распространено мнение о том, что варяги скандинавы, то из такой затеи ничего бы не вышло. Но в данном случае все удачно складывалось для составления легенды о  Прусе.  Оставалось только связать родственными узами римских императоров, основателей южнобалтийских городов и Рюрика, выходца из этих городов. Для того, чтобы легенда была провдоподобна, она должна была опираться на широко известные факты. К таковым и относился  тот факт, что варяги являются выходцами с берегов Южной Балтики.  Фактически, легенда об Августе Прусе еще одно косвенное подтверждение того, что на Руси во времена Ивана Грозного было достаточно хорошо известно о том, что варяги выходцы с берегов Южной Балтики.


Tags: архивы_источники_документы, история, книги и библиотеки, литература, русские и славяне, русь, факты и свидетели, эпохи
Subscribe
promo eto_fake march 28, 2012 00:37 7
Buy for 10 tokens
Large Visitor Globe Поиск по сообществу по комментариям 2leep.com
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments