?

Log in

No account? Create an account
 
 
24 Октябрь 2015 @ 18:40
Неизвестный Илья Русский  
Ещё из русской литературной и фольклорной мифологии

7 неизвестных фактов об Илье Муромце
Русские былины и мифы

Илью Муромца православная церковь чествует его как святого, а народ - как главного богатыря Русской земли. Вспоминаем Илию Печерского - Илью Муромца. ©

По теме: Первый русский пограничник / Демьян Куденевич — первый русский пограничник | Оружие русского ратника | Главные русские борцы со Злом | Битва при Сальнице | Богатыри князя Владимира: реальность или миф? | Предки русских в Италии V-VI веков | Кремль «Богатырская Слобода»


«Илья Муромец и Соловей Разбойник». Палехская иллюстрация, русский лубок, XVIII в.

1. Почему богатырь свят?

Слово "богатырь" ассоциируется у нас с недюжинной силой и смелостью, но если всмотреться в него, мы легко увидим там кое-что еще - слова "Бог" или "богатый". Русский народ подбирал слова с тщанием, так, что и через много столетий они открывают нам важные смыслы. Слово "богатырь" появилось в летописях в XIII веке и стало обозначать человека, одаренного богатством, божественным изобилием сил. До него славяне использовали более однозначные слова: “храбр” или “хоробр”, то есть “удалец”. Говорят, что сила богатырей по своему происхождению не только физическая. Они превосходят врага в том, что стоят на стороне правды. А Бог, как известно, "не в силе, а в правде". А тридцать лет, которые герой провел "на печи", следует понимать не как годы безделья и праздности, а как время научения смирению и подготовки к служению.

2. Почему он сидел на печи?

Из былин известно, что все свое детство и отрочество Илья Муромец просидел на печи. Сообщается, что в 30 лет «не имел Илья во ногах хождения». Ученые, исследовавшие мощи святого, отметили в поясничном отделе искривление позвоночника вправо и явно выраженные дополнительные отростки на позвонках. Это значит, что в юности святой действительно мог страдать параличом. "Калики перехожие", которые явились в былине к Илье, могли быть, по одной из версий, народными целителями, вправившими Илье позвонки и отпоившими его целебным отваром. А по другой, исцеление и сила - чудо, дарованное Илие Богом.

3. Прозвище Чоботок

"Илья Муромец" звучит куда серьезнее и впечатляюще, чем "Илья Чоботок". Тем не менее, оба этих прозвища принадлежали святому преподобному Илие Печерскому. Чоботок - это, как известно, сапожок. Прозвище это получил Илия Муромец после того, как ему пришлось однажды обороняться от неприятелей сапогом, который он надевал на ногу в момент, когда на него напали. Вот как повествует об этом документ Киево-Печерского монастыря:

«Есть также один великан или богатырь, называемый Чоботка, говорят, что на него напало однажды много неприятелей в то время, когда он надевал сапог, и так как второпях он не смог захватить никакого другого оружия, то начал защищаться другим сапогом, который еще не надел и им одолел всех, отчего и получил такое прозвище».

Но это был не первый случай, когда Илье приходилось обороняться подобным оружием. В одной из былин разбить разбойников без числа богатырю помог шлем:

И он начал тут
шеламом помахивать,
Как в сторону махнет —
так тут и улица,
Ай в другу отмахнет —
дак переулочек.


4. Цензурные упущения

Не все связывают образ былинного Ильи Муромца со святым Илией, чьи мощи покоятся в пещерах Киево-Печерской Лавры. Такое разделение - на сказочного Илью и реально существовавшего человека - во многом произошло из-за советской власти, приложившей немалые усилия для того, чтобы сделать из святого сказочного героя-воина. Необходимо было секуляризовать этот образ, дехристианизировать его. Например, именно в это время был искажен эпизод былины, в котором "калики перехожие" исцеляют Илью. В дореволюционном издании былины значилось, что «каликами» были Христос и два апостола. Советское же издание умалчивает об этом.

5. Потомки Ильи Муромца

Село Карачарово сейчас входит в состав города Мурома. А на месте, где стояла изба Муромца, недалеко от Троицкой церкви, куда герой таскал с Оки на гору мореный дуб, который не могла тащить лошадь, стоит дом сестер Гущиных. Улица Приокская, 279. Сестры Гущины считают себя потомками Ильи Муромца в 28 колене.

Прапрадед сестер Гущиных Иван Афанасьевич наследовал богатырскую силу Ильи Муромца. Он мог легко тянуть на себе воз, если лошадь не справлялась. А местные власти в свое время запретили ему участие в кулачных боях из-за смертельной силы удара. По другой версии, в боях этот человек все же участвовал, но с одним ограничением: связанными руками.

Интересно, что недавно при чистке Оки нашли еще несколько древних мореных дубов в три обхвата каждый. Но не смогли вытащить на берег!

6. Муром или Моровск?

Не так давно в ученой среде велись страстные споры, и некоторые из оппонентов были убеждены, что родина святого - не Муром, а город Моровск (Моровийск) в Украине.

«В славном городе во Муроме, во селе во Карачарове» — так былины рассказывают нам о месте рождения богатыря. Не раз и сам он вспоминает родные места, затерявшиеся среди дремучих лесов да непроходимых и топких болот.

В той же Черниговской области, что и Моровск, находится город Карачев, созвучный с Карачаровым. И даже село Девятидубье и река Смородинная.

Однако сейчас место происхождения Ильи Муромца установлено точно. Это русский город Муром, село Карачарово.

7. На Западе

Удивительно, но святого Илию Муромца знают и на Западе, ведь он является главным героем не только русских былин, но и, например, германских эпических поэм XIII века, основанных, конечно, на более ранних сказаниях. В этих поэмах его тоже зовут Ильей, он тоже богатырь, тоскующий, к тому же, по своей родине. В германском эпосе Ломбардского цикла, в поэме об Ортните, повелителе Гарды, дядя повелителя - Илья Русский (Ilian von Riuzen). Он участвует в походе на Судере и помогает Ортниту добыть невесту. С женой и детьми Илья не виделся почти год, и в поэме говорится о его желании вернуться на Русь.

Другой пример - скандинавские саги, записанные в Норвегии примерно в 1250 году: «Вилькина-сага» или «Тидрек-сага» из северного свода повествований о Дитрихе Бернском. У правителя Руси Гертнита было два сына от законной супруги Озантрикс и Вальдемар, а третий сын от наложницы — Илиас. Таким образом, Илья Муромец согласно этим сведениям не более и не менее, а кровный брат Владимира - впоследствии Великого киевского князя.

Екатерина Оаро
«Русская семёрка», 26 мая 2015
 
 
 
promo eto_fake march 28, 2012 00:37 5
Buy for 10 tokens
Large Visitor Globe Поиск по сообществу по комментариям 2leep.com
 
LiveJournal: pingback_botlivejournal on Октябрь, 24, 2015 17:55 (UTC)
Неизвестный Илья Русский
Пользователь mumis34 сослался на вашу запись в своей записи «Неизвестный Илья Русский» в контексте: [...] Оригинал взят у в Неизвестный Илья Русский [...]
dvoevlodke73dvoevlodke73 on Октябрь, 24, 2015 18:25 (UTC)
Национальность Ильи
По-моему, Илья не был русским, а происходил из угро-финского племени муромов, которые позднее ассимилировались с русскими.
mamlasmamlas on Октябрь, 24, 2015 18:47 (UTC)
Re: Национальность Ильи
Если хотите, поясните...

А так-то, если только немецкие источники о нём упоминают в 13 веке, то значит он был ещё раньше, когда русские были не в большинстве, но в равных началах были и славяне, и русские, и финно-угры. Так что, при желании, у вас шанс один из трёх (если не считать южных племён - хазар-печенегов, которые тоже были Русь).
dvoevlodke73dvoevlodke73 on Октябрь, 24, 2015 19:14 (UTC)
Re: Национальность Ильи
В былинах он служил киевскому князю Владимиру-крестителю, следовательно, был его современником, т.е. жил на рубеже 1 и 2-го тысячелетия. Тогда процесс ассимиляции только начинался. Да и прозвище его скорее говорит о национальности, а не о месте рождения. В противном случае он был бы "Ильей Карачаровцем".
mamlasmamlas on Октябрь, 24, 2015 19:21 (UTC)
Но ведь и в муромских лесах е исключительно чудь с мерью жили, могли быть и там славяне-древляне, мало ли... Вон, Булгар-то древний, оказывается, тоже был не исламским и даже не исключительно татарским - там было сильно и русское, и греческое, и армянское и отстроили его, оказывается, армяне.

Если есть данные, что село Карачарово было ф.-у., то только тогда и можно так утверждать, мне кажется.

Также, раз его ф.-у. к себе не приписывают (что они очень любят делать, порой незаслуженно), то он скорее славянин, чем ф.-у. Имох.
dvoevlodke73dvoevlodke73 on Октябрь, 24, 2015 19:44 (UTC)
то он скорее славянин, чем ф.-у.
Боюсь, что мы ничего друг другу не докажем. Очень много противоречий. К примеру, Илья имел христианское имя (производное от Илии), следовательно был рожден не ранее 990 года - года крещения Руси. Тогда получается, что он никак не мог служить Владимиру, т.к. к 1015г - году смерти Владимира Илье было не более 25 лет и он в это время еще сидел "сиднем на печи". Скорее всего - Илья собирательный образ.
mamlasmamlas on Октябрь, 24, 2015 20:33 (UTC)
Собирательным образам не присваивают имена святых - для этого должны быть останки, которые есть ))

Ольга крестилась, как и Владимир, раньше официальной даты, как и то, что христианство на Руси ходило ещё раньше и свободно, когда Русь была солярной, а соответственно и имена, которые вообще были с ветхозаветных времён и могли занестись к нам с теми же хазарами, которые уже были Русь сами по себе, и обрусеть у нас, вне зависимости от христианства.

К тому же, я с вами и не спорил, а всего лишь попросил у вас обоснований - с чего вы решили, что Илья - ф.-у?..
dvoevlodke73dvoevlodke73 on Октябрь, 25, 2015 15:09 (UTC)
Немного погуглил. В былинах перепутаны князь Владимир-креститель и Владимир Мономах. Илья служил Мономаху , жил лет на сто позже и умер в 12 веке. Теперь почти все сходится. Спасибо за материал!
Павел Астаховtechwork on Октябрь, 24, 2015 19:54 (UTC)
Re: Национальность Ильи
а что такое русский ? руським из дружины Ингвара он конечно не был :). А русских тогда не существовало как и белорусов и украинцев. Русь же это изначально союз очень разных племён.
Мурома и Вятичи - фино-угры, Кривичи - смесь славян и псевдославняен дорийцев отлакированные скандинавыми - кривичи они они потому что их тотем Ворон. Радимичи - ляхи, ближайшие родственики поляков проигравшие им межплеменную войну и сбежавшие на север. Вятичи же будучи фино-уграми культуру свою гравным образом взяли у них и адаптировали. Словене чистокровные славяне R1a1a1a1 самая древняя часть славянства их Новгород. Даже язык их был самый анахроничный славянский изолят. Дреговичи славяне но с ненормальной для славян религией - которая отделила их от всех и загнала в примитивное лесное существование. Древляне на против воинственное и сильное племя славян огнепоклонников даже, а не соларистов. По идее они должны были бы при нормальном течении истории завоевать всех. Бужане просто славяне соларисты без затей. Поляне маленькое племя отщепенцев - рабов хазар. Мещера - финоугры изоляты. Тиверцы славяне но входившие в единое государство с готами, перенаявшие их культуру. Но сохранившие свою соларную религию. Именно тиверцы вместе с готами штурмовали Сицилию. Уличи соларники-славяне, но заимстровавшие иранских богов. Северяне славяне четверостихийники смешанные с половцами по той причине что когда сюаньтао пришли в Великую Степь выяснилось что они практически таже самая религия.
dvoevlodke73dvoevlodke73 on Октябрь, 24, 2015 20:10 (UTC)
Re: Национальность Ильи
Мещера - мишары - миш ары - "лесные люди" , булгары - Булга ары - "Волжские люди". Татары называют Волгу БулгА. "Ар", "ас", "ес" - тюркские названия народностей.
Павел Астаховtechwork on Октябрь, 24, 2015 21:00 (UTC)
Re: Национальность Ильи
то что потом образовалось не важно . гунны себя тоже сюнню - злобными рабами, не называли. Это известный факт - когда какой то народ с кем то сталкивается он называет его на свой лад. Чтоже касаемо булгар - правильно говорить не тюрки, а тюркоязычные как азербайджанцы. С большим количеством иранизмов. А генетически булгары - персы.
LiveJournal: pingback_botlivejournal on Октябрь, 26, 2015 21:24 (UTC)
Неизвестный Илья Русский
Пользователь ortorussia сослался на вашу запись в своей записи «Неизвестный Илья Русский» в контексте: [...] Оригинал взят у в Неизвестный Илья Русский [...]
LiveJournal: pingback_botlivejournal on Сентябрь, 5, 2016 11:04 (UTC)
Древнерусская Италия / Сказания
Пользователь ppetrovichh сослался на вашу запись в своей записи «Древнерусская Италия / Сказания» в контексте: [...] и ещё о богатырях [...]
LiveJournal: pingback_botlivejournal on Сентябрь, 5, 2016 12:03 (UTC)
Древнерусская Италия / Сказания
Пользователь aleksei_44 сослался на вашу запись в своей записи «Древнерусская Италия / Сказания» в контексте: [...] и ещё о богатырях [...]