Первый святой покровитель Руси
Почему в XI веке произошла смена святого покровителя Руси? / Историк Елена Уханова о культе святого Климента, почитании апостола Андрея и письменной культуре Древней Руси
Почему апостол Андрей не был первым святым покровителем Руси? Какую роль святой Климент сыграл в утверждении славянской азбуки и первых переводов на славянский язык? Как произошла смена небесного покровителя Руси? На эти и другие вопросы отвечает кандидат исторических наук Елена Уханова. ©
___
Елена Уханова — кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник, хранитель отдела рукописей Государственного исторического музея.
Первый святой-покровитель Руси
То же самое можно сказать и про письменную культуру в Древней Руси, потому что мы узнаем из летописи о том, что в 988 году Владимир ходил на Херсонес, захватил его, крестился там и взял оттуда священников, церковные сосуды, облачения и мощи святого Климента, ставшие первой святыней, которая вообще пересекла границу Руси и которая была положена в Десятинную церковь. И можно сделать вывод из источников, что святой Климент фактически был апостолом и покровителем Руси до второй половины XI века, когда концепция изменилась, и мы переориентировались на апостола Андрея как на покровителя Византии, а также и Руси, который ходил в Скифию, и Скифию мы расширенно трактовали как русское государство тоже, и, таким образом, в летописях Андрей фигурирует как апостол и покровитель Руси.
Хотя Климента и исключили из основных текстов, все-таки что-то нам о нем известно. И действительно, история совершенно удивительная, потому что длительное время о нем вообще ничего было не известно. У церковных историков было известно, что он был просто учеником святого Петра, он был вторым римским папой, и как-то история и сведения о его мученической кончине появляются только на Западе где-то в VI веке, не ранее, византийские источники вообще о нем ничего не содержат. Но, согласно «Житию», Климент был долго мучим, потом он был сослан в Херсонес, где работал вместе с другими сосланными христианами на каменоломне, проявил себя, напоив всех из источника, который он чудесным образом вызвал из скалы, ударив в нее, и за проповедь христианства был привязан к якорю и утоплен в море. Но чудесным образом, согласно «Житию», море его расходилось, и раз в год люди, процессия могла подойти к его гробнице, где он был найден с якорем на шее, и поклониться.
Такая история, зафиксированная с некоторыми нюансами в разных житийных текстах, существует сейчас. Однако до VI века вообще было неизвестно, что он был мученик. И внезапно мы, изучая службы ему, византийские похвальные слова, другие тексты, вдруг понимаем, что именно во второй половине IX века начинает формироваться его культ. Если еще в начале IX века в одном из канонов совершенно неизвестно о его мученической кончине и чуде расступления воды, то во второй половине IX века культ уже сформировался и полностью приобрел все те черты, которые необходимы для его почитания.
Если обратить внимание на странное формирование такого культа, мы вдруг увидим, что он возникает именно в момент борьбы Византии, в момент борьбы сторонников двух патриархов за патриарший престол: после победы иконопочитания развернулась очень большая борьба между сторонниками патриарха Фотия и патриарха Игнатия, и в этой борьбе они привлекали авторитетную западную церковь. Византийские императоры — и Михаил III, и Василий I — также нуждались в поддержке папы римского, и поэтому время от времени они апеллировали к нему. Соответственно, они, судя по источникам, вероятно, должны были в ответ сделать какие-то ответные ему дары. Папа претендовал на земли, которые входили в Византийскую империю, в протекторат Византийской империи, конечно, ни один из императоров на это пойти не мог. Но обрести мощи второго римского папы — это было по силам, и поэтому еще одна миссия была дана Константину Философу, и в 861 году он был послан в Херсонес, промыслом Божьим нашел какие-то источники и какие-то сведения, он вдруг открыл эти мощи, открытые мощи торжественным образом были перенесены в Херсонес, и затем они были отвезены в Константинополь. А затем уже на пути Константина в Рим, после того как он съездил в Моравию, обучил там учеников, уже изобрел письменность, уже были переведены тексты, он должен был посвятить своих учеников в священнический сан и освятить те переводы, которые он сделал.
И, поскольку эти земли находились под протекторатом Рима, он должен был обязательно получить разрешение и на новые тексты, и на рукоположение новых славянских священников в Риме. И когда папа услышал, что Константин несет мощи святого Климента, он сам вышел навстречу с торжественной процессией со свечами.
Таким образом, святой Климент стал патроном миссии утверждения славянской азбуки и первых славянских переводов.
И новые славянские книги были положены в церкви Святой Марии — вероятно, имеется в виду церковь Святой Марии Маджоре, а это церковь, которая, как известно, хранит ясли Христовы, то есть книги и первые письмена были положены в церковь, где хранились фактически истоки христианства. Частица, естественно, осталась в Херсонесе. И, таким образом, на первом этапе при помощи, возможно, культа святого Климента, который имел гораздо больше политической подоплеки, чем религиозной, мы имеем такой благополучный исход по крайней мере первого этапа предприятия в возникновении славянской письменности и славянской книжной культуры.
Второй этап связан с крещением Владимира, как я уже сказала, и, тоже крестившись в Херсонесе, он там обнаруживает одного из великих вселенских святых — святого Климента Римского. К тому моменту разделения церквей не существовало, римские отцы церкви почитались так же, как и византийские, поэтому он с радостью переносит мощи святого Климента, кладет их в Десятинную церковь. Возможно, даже при помощи мощей святого Климента могло осуществляться крещение киевлян — по крайней мере, мощи были положены в алтаре, и фактически он стал тем апостолом, тем покровителем Русской земли, на которого опирались крещеные русские князья. И они с основанием могли говорить, в летописи написано, что хоть апостолы телом на Руси не были, но тем не менее хранятся у нас, в частности, мощи святого Климента.
Как я уже сказала, с изменением политической ситуации, с достаточно настойчивыми попытками папского престола навязать свои правила игры уже древнерусским князьям и уже как бы с разделением церквей, хотя, конечно, тогда, в 1054 году, оно так не называлось, считалось, что это всего лишь одна из размолвок, которых было много в истории взаимоотношений византийской и римской церквей, и со временем противоречия будут улажены, однако, к сожалению, этого не произошло. Одни русские князья искали прибежища у папы, и, например, Святослав вместе со своим сыном Ярополком выехали на Запад и, в частности, Ярополк был вообще на приеме у папы, и, вероятно, какие-то обязательства отношения к римскому престолу они приняли. Поэтому, возможно, под влиянием такой активной римской политики, может быть, под влиянием каких-то еще внутренних византийско-русских отношений апостол Андрей пришел на Русь и был объявлен первым апостолом и патроном Руси, а Климент, к сожалению, в летописи и в другие источники не вошел. Хотя мы видим, что в общем его появление в славянской и русской истории было неслучайным и во многом определившим ход дальнейшего развития.
© ПостНаука, 26 июля 2015
Community Info