mamlas (mamlas) wrote in eto_fake,
mamlas
mamlas
eto_fake

Али-Бабайка и торговые силки

Ещё об экономике России и Китая

Али-Баба и 75 000 разбойников
Интернет-торговля как фактор, тормозящий развитие экономики / Как китайские интернет-магазины наносят вред российской экономике

Если спросить у рядовых россиян, какие факторы тормозят развитие нашей экономики, многие тут же закричат: «Санкции!» Кто-то вспомнит о снижении цен на нефть; еще кто-то выступит с традиционными упреками по поводу нерадивости или некомпетентности чиновников... И вряд ли кому придет в голову говорить об… интернет-торговле. ©



Китайская компания Alibaba

В самом деле, за что ее ругать? Что плохого в том, чтобы с максимальным удобством прикупить по безналу часики на Tmall, симпатичную толстовку на Taobao и розовощекого пупса на AliExpress?

Людей, рассуждающих подобным образом, в РФ становится все больше. По данным сервиса «Яндекс.Деньги», летом 2015 года число платежей в адрес китайских продавцов через «Яндекс.Кассу» выросло в 11 раз в сравнении с прошлогодними показателями. Отметим, что «Яндекс» проанализировал десятки миллионов платежей, совершенных в 75 000 российских и главным образом зарубежных интернет-магазинов. Причем речь идет о платежах через системы самого «Яндекса», контролирующего незначительную часть этого денежного потока (лидер здесь американский сервис PayPal).

Рост онлайн-торговли оказался столь значительным, что игнорировать явление уже неразумно. Чаще покупают, значит, больше и платят: если с июня по август 2014 года на одного российского клиента в среднем приходилось четыре интернет-заказа, то в 2015 году уже пять, отмечают аналитики «Яндекса». Средняя сумма покупки, совершаемой пользователями из Москвы, выросла на 22%, составив 2920 рублей. Петербуржцы стали тратить на четверть больше в сравнении с 2014-м: средняя сумма их чека — 2900 рублей. Замыкает тройку Красноярск: его жители увеличили онлайн-траты на 26%, подняв стоимость средней покупки до 2790 рублей.

Однако вернемся к начальному вопросу. Стоит ли сильно радоваться успехам онлайн-торговли в РФ и как она влияет на нашу и без того не слишком крепкую экономику?

Если где-то прибыло, значит…

По данным сетевого издания East West Digital News, в прошлом году трансграничный оборот российской интернет-торговли достиг почти $5 млрд. Это примерно соответствует валовому региональному продукту Тульской области и значительно больше ВРП, скажем, Калининградской или Владимирской областей, то есть каждый год мы «сливаем» в Китай годовой доход солидного региона.

По данным Минпромторга, почти во всех отраслях нашей легкой промышленности налицо спад производства. Индекс изготовления текстильных и швейных изделий в 2014 году составил 97,5% к уровню 2013-го. Ситуацию «вытягивают» одеяла, пледы, трикотажное полотно, шелковые ткани и спецодежда, зато выпуск платьев и сарафанов упал на 11,5%, костюмов — на 10,7%, курток — на 10,7%.

На субсидирование отрасли в прошлом году правительство выделило 793,3 млн рублей. При тогдашнем среднем курсе 37,97 рубля за доллар это означало вливание примерно $21 млн. Однако за то же время, кликая мышкой на понравившиеся платьица, шарфики и кроссовки, россияне инвестировали в иностранную промышленность… порядка $650 млн. Стоит ли говорить, что промышленность эта была в основном китайской?

О том, насколько существенно вливание российских средств в экономику КНР, свидетельствует тот факт, что падение покупательной способности наших граждан из-за девальвации рубля в два раза замедлило развитие китайского интернет-гиганта Alibaba Group, основным «двигателем» которого является площадка AliExpress.

В мае 2015 года Alibaba Group опубликовала статистику за I квартал. Прибыль составила 437 млрд юаней (около $70 млрд). Сумма, что и говорить, внушительная. Да только китайских бизнесменов она не порадовала: ведь получается, что оборот зарубежных продаж Alibaba с января по март вырос на 53%, тогда как в октябре–декабре 2014-го рост составлял 110%.

10 сентября 2015 года руководитель Alibaba Group по связям с инвесторами Джейн Пеннер сообщила на глобальной конференции Tech Citi, что компания ухудшает прогнозы по выручке. Главными «плохишами», приостановившими бодрое развитие, были названы россияне и жители Бразилии, валюта которой — реал — тоже весной подешевела.

Формулируем кратко: российское производство падает куда быстрее, чем успевает докладывать Минэкономразвития, зато наши граждане все больше денег отсылают китайцам, как огромным корпорациям, так и дядюшкам Ляо из шанхайских подвальчиков.

На что курсор укажет

70% онлайн-продаж в РФ приходится на долю китайских сайтов. Наиболее популярной площадкой, по данным Ассоциации компаний интернет-торговли, является как раз AliExpress; на втором месте — Taobao, на третьем — Tmall, тоже принадлежащие Alibaba Group. Основной конкурент «Али-Бабы» и его разбойников — американская интернет-барахолка eBay, где опять же доминируют китайцы.


Торговая марка Taobao

Что же приобретают россияне на китайских сетевых просторах? Статистика сообщает: прежде всего это электроника и различная техника (42% покупок); на второй позиции — одежда и обувь (13%); на третьей — автозапчасти (10%). Еще 6% приходится на долю мебели и предметов для дома, 4% — на товары для детей, 3% — на парфюмерию, 2% — на книги и диски.

Китайские онлайн-магазины располагают практически всем необходимым, чтобы обаять покупателя: дешевизна и широчайший ассортимент сочетается с отлаженной логистикой и учетом российской специфики. «Когда люди поняли, что в интернете покупать дешевле, чем в обычных магазинах, они пошли на американские сайты. Потом они увидели, что там не очень надежная система доставки товаров, — поясняет директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. — У китайцев с этим все в порядке, и к тому же они обеспечивают больший ассортимент по низким ценам. Это не только одежда и обувь. На китайских сайтах, например, закупаются российские врачи и косметологи».

Наше сетевое будущее

Своя интернет-торговля, конечно, есть и в России. В начале сентября о запуске внутренних онлайн-магазинов заявило руководство соцсети «ВКонтакте». В целом объемы онлайн-продаж розничных товаров составляют пока от 2 до 5%. Однако, как всякая молодая отрасль, отечественная сетевая торговля страдает от болезней роста. Например, только половина наших сограждан оплачивает покупки кредитными картами; остальные предпочитают расплачиваться наличными по факту доставки, что обходится несколько дороже.

По оценке экспертов, к 2017 году мировой объем интернет-продаж увеличится до $2,36 трлн. На этот уровень онлайн-продавцы обещают выйти с ежегодным 15-процентным ростом. Разумеется, в таких условиях запреты или ограничения в РФ онлайн-торговли, в том числе и трансграничной, однозначно станут шагом в прошлый век. Другое дело — взять сферу под грамотный госконтроль, превратив в рычаг по развитию промышленности и улучшению жизни граждан. В этом мог бы помочь закон о налоге с онлайн-продаж, позволяющий защитить российских производителей одежды, обуви, косметики. С другой стороны, либеральное отношение к продукции, которая в РФ в любом случае не производится (например, автозапчасти на иномарки), может и дальше сдерживать цены в этой сфере.

Однако и этот налог, и порог беспошлинного ввоза товаров, позволяющий россиянам не платить пошлины за международные посылки, если их вес не превышает 31 кг, а сумма покупок — 1000 евро (для сравнения: жителям Белоруссии приходится раскошеливаться на почтовые отправления дороже 200 евро, Армении — дороже 300 евро), пока решено оставить прежними. Власти решили не раздражать электорат, потому что, стыдно сказать, возможность закупок в Китае стала социально значимой для нашей страны.

Запретить и отобрать

Производительность труда в РФ ниже, чем в Китае, а зарплаты все еще выше. Поэтому отечественные товары заведомо уступают в конкурентоспособности, и никакого способа изменить положение вещей, кроме резкого подъема пошлин, не существует. Да, это непопулярная мера, но иного пути нет. Должен быть введен высокий — до 30–35% — налог на все покупки частных лиц в зарубежных интернет-магазинах, если у данного товара есть аналоги в России. И абсолютно все собранные таким образом средства необходимо выдавать в качестве субсидий отечественным производителям; соответствующие банковские механизмы в РФ есть. До какой-то степени это ударит по продвинутой части интернет-покупателей, появятся обходные пути, но альтернативы нет.

Потому что на данный момент из точки А мчится падение собственного производства, а строго навстречу ему из точки Б несется рост покупок в китайских онлайн-магазинах. И момент «встречи» может означать конец нашей экономики, а следовательно, и государственности.

Виктория Фоменко
«Русская планета», 14 сентября 2015
Tags: азия, версии и прогнозы, восток, деградация, идеология и власть, интернет и сети, китай, кризис, мифы и мистификации, мнения и аналитика, нонсенс, нравы и мораль, общество и население, оккупация и интервенция, олигархат и корпорации, опровержения и разоблачения, россия, россияне, современность, статистика, страны и столицы, техника и технологии, торговля и рынки, факты и свидетели, экономфинбиз
Subscribe
promo eto_fake march 28, 2012 00:37 7
Buy for 10 tokens
Large Visitor Globe Поиск по сообществу по комментариям
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 34 comments