?

Log in

No account? Create an account
 
 
16 Август 2015 @ 19:05
Мифы о скифах  
Ещё из истории Др.мира

Про каких скифов писал Александр Блок?
Цивилизации Древнего мира

Около 750 года до нашей эры на черноморском побережье возникли первые колонии ионических городов-метрополий. Очень скоро Понт Аксинский («негостеприимный») сменил свой эпитет на Эвксинский – «гостеприимный». ©



Чаша из Гаймановой могилы - одного из скифских курганов-усыпальниц в Запорожье

Литературным следствием греческой колонизации Черного моря было появление первого историко-этнографического описания северной части ойкумены, принадлежавшее Геродоту. Более десяти лет им владела «охота к перемене мест». За это время он объездил почти все страны Передней Азии и побывал в Северном Причерноморье.

Геродот наблюдал и изучал обычаи и нравы чужих народов без тени высокомерия, с неистощимым интересом подлинного исследователя, «чтобы прошедшие события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния как эллинов, так и варваров не остались в безвестности», – за что был причислен Плутархом к «филоварварам» – любителям чужого, презираемым образованными людьми того времени.

К сожалению, исконно славянские земли остались совершенно неизвестными «отцу истории». Области за Дунаем, пишет он, «по-видимому, необитаемы и беспредельны». Он знает только одну народность, живущую севернее Дуная, а именно сигиннов – кочевое ираноязычное племя. Сигинны во времена Геродота заняли территорию почти по всему степному левобережью Дуная; на западе их земли простирались до владений адриатических венетов. Из этого можно заключить, что в V веке до н. э. области славянского поселения все еще находились к северу от почти непрерывной горной цепи – Рудных гор, Судет, Татр, Бескид и Карпат, – протянувшейся по Центральной и Восточной Европе с запада на восток. Гораздо больше сведений Геродоту удалось собрать о Скифии и скифах.

Скифы, вытеснившие в VIII веке до н. э. из Северного Причерноморья полулегендарных киммерийцев, вызывали живой интерес у греков из-за их соседства с греческими колониями в Крыму, снабжавшими хлебом Афины и другие эллинские города-государства. Аристотель даже упрекал афинян за то, что они целые дни проводят на площади, слушая волшебные повести и рассказы людей, возвратившихся с Борисфена (Днепра). Скифы слыли по-варварски храбрым и жестоким народом: они сдирали кожу с убитых врагов и пили вино из их черепов. Сражались они как пешими, так и конными. Особенно славились скифские лучники, чьи стрелы были обмазаны ядом. В изображении образа жизни скифов античным писателям редко удавалось избежать тенденциозности: одни рисовали их людоедами, пожиравшими собственных детей, тогда как другие, наоборот, превозносили чистоту и неиспорченность скифских нравов и упрекали своих соотечественников за то, что они развращают этих невинных детей природы, приобщая их к достижениям эллинской цивилизации.

Помимо личных пристрастий, заставлявших греческих писателей выпячивать те или иные черты скифских нравов, правдивому изображению скифов мешало одно, чисто объективное затруднение. Дело в том, что греки постоянно путали скифов, принадлежавших к ираноязычным народностям, с другими народами Северного Причерноморья. Так, Гиппократ в своем трактате «О воздухе, водах и местностях» под именем скифов описал явных монголоидов: «Скифы походят только на самих себя: цвет кожи их желтый; тело тучное и мясистое, они безбороды, что уподобляет их мужчин женщинам».

Александр Блок в соответствии с «монгольской» теорией происхождения скифов, популярной в конце XIX – начале XX веков, наделил их в своем известном стихотворении «раскосыми очами», каковых в действительности у них никогда не было.

Сам Геродот затруднялся сказать что-либо определенное о преобладающем в «Скифии» населении. «Численности скифов, — пишет он, — я не мог узнать с точностью, но слышал два разных суждения: по одному, их очень много, по другому, скифов собственно мало, а кроме них живут (в Скифии – С.Ц.) и другие народы». Поэтому Геродот называет скифами то всех обитателей причерноморских степей, то только один народ, господствующий над всеми другими. При описании образа жизни скифов историк также вступает в противоречие с самим собой. Его характеристика скифов как бедного кочевого народа, не имеющего ни городов, ни укреплений, а живущего в повозках и питающегося продуктами скотоводства – мясом, кобыльим молоком и творогом, тут же разрушается рассказом о скифах-пахарях, торгующим хлебом.

Это противоречие проистекало из того, что античные писатели плохо представляли себе политическое и социальное устройство степняков. Скифское государство, представлявшее собой конфедерацию собственно скифских родов, было устроено по образцу всех прочих кочевых империй, когда одна сравнительно небольшая в численном отношении орда господствовала над чужеплеменными кочевыми ордами и оседлым населением.

Согласно Геродоту, главной скифской ордой были «царские скифы» – их самоназвание было «сколоты», которых историк называет самыми доблестными и наиболее многочисленными. Всех прочих скифов они считали подвластными себе рабами. Цари скифов-сколотов одевались с поистине варварской пышностью. На одежде одного такого владыки из так называемой Куль-Обской могилы близ Керчи были пришиты 266 золотых бляшек общим весом до полутора килограммов. Кочевали сколоты в Северной Таврии. Восточнее, в соседстве с ними, жила другая орда, именуемая у Геродота скифами-кочевниками. Обе эти орды и составляли собственно скифское население Северного Причерноморья.

Академик Б.А. Рыбаков в своих трудах настойчиво отождествлял скифов-сколотов с протославянами. В качестве главного аргумента он использовал слово сколотный в значении внебрачный сын, ссылаясь на один сюжет из древнерусских былин, повествующий о рождении у Ильи Муромца сына от степной поляницы-богатырши. Этого мальчика по имени Сокольник (или Подсокольник) его сверстники и дразнили «сколотным». Обидчики были жителями степи, следовательно, делал вывод Рыбаков, «сколоты» в их устах есть древнейшее название славян, т.е. геродотовских скифов-сколотов. Удивительно, что уважаемый ученый, увлеченный своей смелой гипотезой, не удосужился в данном случае заглянуть хотя бы в словарь Даля, где слово сколотный в его упомянутом значении отнесено к глаголам сколачивать, сколотить. Таким образом, «сколотный сын», «сколоток», «сколотыш» означает то же, что и более позднее выражение «б… сын», т.е. «семибатечный» ребенок, зачатый гулящей матерью от неизвестного отца (по аналогии со «сколотным платьем» – одеждой, сшитой из нескольких лоскутов ткани). Скифы-сколоты на поверку оказываются совершенно ни при чем.

Скифия простиралась на север не очень далеко (днепровские пороги не были известны Геродоту), охватывая довольно узкую в то время степную полосу Северного Причерноморья. Но как любые другие степняки, скифы нередко отправлялись в военные набеги на своих близких и дальних соседей. Судя по археологическим находкам, они достигали на западе бассейна Одера и Эльбы, разоряя по пути славянские поселения. Территория лужицкой культуры подвергалась их нашествиям с конца VI века до н.э. Археологами обнаружены характерные наконечники скифских стрел, застрявшие в валах лужицких городищ с внешней стороны. Часть городищ, относящихся к этому времени, хранит следы пожаров или разрушений, как, например, городище Вицин в Зеленогурском регионе Чехии, где помимо прочего найдены скелеты женщин и детей, погибших во время одного из скифских набегов. Вместе с тем, своеобразный и изящный «звериный стиль» скифского искусства находил множество поклонников среди славянских мужчин и женщин. Многочисленные скифские украшения на местах лужицких поселений свидетельствуют о постоянных торговых сношениях славян со скифским миром Северного Причерноморья.

Торговля велась, скорее всего, через посредников, так как между славянами и скифами вклинились известные Геродоту племена ализонов и «скифов-земледельцев», живших где-то по течению Буга. Вероятно, это были какие-то подчиненные скифами ираноязычные народности. Далее на север простирались земли невров, за которыми, по словам Геродота, «идет уже безлюдная пустыня». Историк сетует, что проникнуть туда невозможно из-за метелей и вьюг: «Земля и воздух там полны перьев, а это-то и мешает зрению». О самих неврах Геродот рассказывает с чужих слов и очень скупо – что обычаи у них «скифские», и сами они колдуны: «каждый невр ежегодно на несколько дней обращается в волка, а затем снова принимает человеческий облик». Впрочем, Геродот добавляет, что не верит этому, и, разумеется, правильно делает. Наверное, в данном случае до него дошли в сильно искаженном виде сведения о каком-то магическом обряде или, быть может, обычае невров во время ежегодного религиозного праздника одеваться в волчьи шкуры.

Высказывались предположения о славянской принадлежности невров, поскольку легенды об оборотнях-волкодлаках позднее были чрезвычайно распространены на Украине. Однако это маловероятно. В античной поэзии есть короткая строка с выразительным описанием невра: «невр-супостат, в броню одевший коня». Согласимся, что невр, восседающий на бронированном коне, мало похож на древнего славянина, каким его рисуют античные источники и археология. Зато известно, что кельты были искусными металлургами и кузнецами; культ лошади был у них чрезвычайно популярен. Поэтому более естественно допустить кельтскую принадлежность геродотовских невров, связав их имя с названием кельтского племени нервиев (Nervii).

Такова Скифия и прилегающие к ней земли по сообщениям Геродота. В классическую эпоху Греции, когда сложилась и оформилась античная литературная традиция, скифы были самым могущественным и, главное, наиболее известным грекам народом варварской Европы. Поэтому впоследствии имя Скифии и скифов использовалось античными и средневековыми писателями как традиционное название Северного Причерноморья и обитателей юга нашей страны, а иногда вообще всей России и русских. Об этом писал уже Нестор: улучи и тиверцы «седяху по Днестру, по Бугу и по Днепру до самого моря; суть грады их и до сего дня; прежде эта земля звалась греками Великая Скуфь». В X веке Лев Диакон в своем описании войны князя Святослава с болгарами и византийским императором Иоанном Цимисхием назвал русов их собственным именем – 24 раза, зато скифами – 63 раза, тавроскифами – 21 и таврами – 9 раз, не упомянув при этом вообще имени славян.*

Западноевропейцы очень долго использовали эту традицию, именуя «скифами» жителей Московского государства даже в XVI-XVII веках.

* Сюзюмов М.Я., Иванов С.А. Комментарии к кн.: Лев Диакон. История. М., 1988. С. 182.
Сергей Цветков, историк
«Переформат», 28 марта 2012
 
 
 
promo eto_fake march 28, 2012 00:37 5
Buy for 10 tokens
Large Visitor Globe Поиск по сообществу по комментариям 2leep.com
 
mazzarinomazzarino on Август, 16, 2015 16:22 (UTC)
Вполне хорошая и точная статья, только не понял, причем тут заголовок про Блока? Блок писал обобщенно, используя термин скифы, как диких кочевников, которых рисовали, в основном, монголоидами. К чему требовать от поэта исторической точности?...
mamlasmamlas on Август, 16, 2015 16:27 (UTC)
Никто и не требует чего-то от блока - просто даётся завязка на его строчке и объясняется, что не всё так однозначно и даже не так...

У меня недопонятки немного в другом - слишком мало связаны скифы со славянами вообще получается, а уж с балто-славянами и вовсе не связаны. Будто и не было тогда славян (хотя русы, исходя из последних абзацев, т.е. варяги, были)...
mazzarinomazzarino on Август, 16, 2015 16:45 (UTC)
Ну, вообще то, скифы со славянами не связаны никак. Скифы тут сами по себе, а славяне сами по себе. Славяне в те века(7-4 вв до н.э) только стали формироваться при разделении балто-славянской общности в зоне центральной Европы. Приблизительно эту зону можно обрисовать, как междуречье верховий Днестра, Одры и Вислы. Гигантское пространство, куда ни греки, ни римляне носов не совали.
mamlasmamlas on Август, 16, 2015 17:07 (UTC)
Вот и выходит, что Ойкумена была, ну, оч-чень маленькой, что даже как-то и неудобно иногда ставить тэг древний мир в отношении неё (особенно, когда свпомнишь, что были и Китай с Индией, и цивилизации индейцев). Но вот равняемся на неё.

Найду того урода, который вычеркнул славян, отрежу кое-что ему враз и навсегда, обыдно...
mazzarinomazzarino on Август, 16, 2015 17:22 (UTC)
Ну, чем греки интересовались, о том и писали. Уже во времена Александра доходило до смешного. Греки гораздо лучше знали Индию, чем то, что происходило поблизости,в верховьях Дуная и Рейна.

Да никто никого не вычеркивал. То что балты и славяне долго прожили у себя в лесах принесло только добро. Славянские(даже правильнее восточнославянские) и балтийские языки гораздо лучше сохранили свою историю, именно они ближе всего к праиндоевропейскому языку. По заверениям академика Зализняка литовский и русский - самые архаичные.
mamlasmamlas on Август, 16, 2015 17:30 (UTC)
Это очень соглашус - изоляция нам всегда на пользу (хотя, нынешние русские очень далек не те русы и славяне в целом, но всё же). И очень жаль лиовцев, что их так судьба отвела от нас.

Или кто один из трёх - латыши, эстонцы, литовцы - не относятся к финно-уграм?
mazzarinomazzarino on Август, 16, 2015 17:34 (UTC)
Эсты из троих по сути только угро-финны. современные латыши и литовцы, в общем, сильно ассимилировали угро-финнов, но по языку и культуре остались балтами.
mamlasmamlas on Август, 16, 2015 17:36 (UTC)
Вечно путаю!!!
mazzarinomazzarino on Август, 16, 2015 18:20 (UTC)
Бывает)
mamlasmamlas on Август, 16, 2015 18:27 (UTC)
И главное, каждый раз я помню, что к нам в Мордовию приезжают на фестивали лишь эстонцы, но всё равно забываю...
LiveJournal: rating_botlivejournal on Август, 16, 2015 20:31 (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal волжского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
LiveJournal: pingback_botlivejournal on Август, 17, 2015 06:28 (UTC)
Мифы о скифах
Пользователь slavikap сослался на вашу запись в своей записи «Мифы о скифах» в контексте: [...] Оригинал взят у в Мифы о скифах [...]
LiveJournal: pingback_botlivejournal on Август, 17, 2015 06:56 (UTC)
Мифы о скифах
Пользователь ruslend71 сослался на вашу запись в своей записи «Мифы о скифах» в контексте: [...] нал взят у в Мифы о скифах [...]
LiveJournal: pingback_botlivejournal on Декабрь, 27, 2015 12:02 (UTC)
Интервью с современником. Блок
Пользователь marafonec сослался на вашу запись в своей записи «Интервью с современником. Блок» в контексте: [...] || Про каких скифов писал Александр Блок? [...]
LiveJournal: pingback_botlivejournal on Декабрь, 27, 2015 12:12 (UTC)
Интервью с современником.
Пользователь irin_s27 сослался на вашу запись в своей записи «Интервью с современником.» в контексте: [...] || Про каких скифов писал Александр Блок? [...]
LiveJournal: pingback_botlivejournal on Декабрь, 27, 2015 18:52 (UTC)
Превратили Блока в идиота
Пользователь magis_amica сослался на вашу запись в своей записи «Превратили Блока в идиота» в контексте: [...] || Про каких скифов писал Александр Блок? [...]
LiveJournal: pingback_botlivejournal on Декабрь, 28, 2015 08:28 (UTC)
Похлопать по плечу великих...
Пользователь vamoisej сослался на вашу запись в своей записи «Похлопать по плечу великих...» в контексте: [...] || Про каких скифов писал Александр Блок? [...]
LiveJournal: pingback_botlivejournal on Ноябрь, 7, 2016 12:28 (UTC)
Поздние арии - это ранние скифы.
Пользователь spetsialny сослался на вашу запись в своей записи «Поздние арии - это ранние скифы. » в контексте: [...] а также Про каких скифов писал Блок? [...]
LiveJournal: pingback_botlivejournal on Ноябрь, 8, 2016 08:01 (UTC)
Скифы, где ваши гены? Скифы, вы — арийцы и славяне? / нач
Пользователь marafonec сослался на вашу запись в своей записи «Скифы, где ваши гены? Скифы, вы — арийцы и славяне? / начало» в контексте: [...] а также Про каких скифов писал Блок? [...]
LiveJournal: pingback_botlivejournal on Ноябрь, 8, 2016 10:04 (UTC)
Скифы, где ваши гены? Скифы, вы — арийцы и славяне? / нач
Пользователь psyont сослался на вашу запись в своей записи «Скифы, где ваши гены? Скифы, вы — арийцы и славяне? / начало» в контексте: [...] а также Про каких скифов писал Блок? [...]