Полюбить государство
Курс № 10. Генеалогия русского патриотизма
Когда появилось государство и когда оно стало ассоциироваться с землей, а не с правителем ©
Другие части курса
Стояние на Угре, 1480. Миниатюра летописного свода. XVI век
Ниже — видеоверсия и краткое содержание третьего эпизода из курса Михаила Крома «Генеалогия русского патриотизма».
Задача курса — выявить истоки патриотизма, проследить, как со временем менялось отношение человека к родной земле и откуда, собственно, взялся патриотизм — такой, каким мы его сегодня понимаем. Несмотря на то что любовь к родине принадлежит к константам, конкретные формы отличаются от эпохи к эпохе, поэтому курс называется не «История», а именно «Генеалогия патриотизма».
Михаил Кром — Доктор исторических наук, и. о. декана факультета истории Европейского университета в Санкт-Петербурге, университетский профессор исторической компаративистики
Полюбить государство
Время правления Ивана III — время перенастройки патриотического сознания. Вместо локальных патриотизмов появляется общерусский патриотизм, связанный в первую очередь с личностью правителя.
— «Формируется единое государство — государство, по европейским меркам, начала Нового времени. И вот об этом понятии государства нужно сказать особо. Это новое слово, новое понятие. Оно появляется только в середине XV века и поначалу означает лишь одно — личную власть правителя.
Иван III в переговорах с новгородцами ставил вопрос „Какого хотите государьства?“, имея в виду, какую власть они над собой готовы признать, и когда новгородцы сказали, что не знают (у них-то не было никакого „государьства“), Иван III продиктовал им свою волю: „А государьство хотим, как у нас на Москве“.
Попытки как-то спорить он пресекал. „Вы урок, — говорил он в сердцах, — урок чините моему государьству“. Государство это его — Ивана III, значит, это практически неограниченная власть, его личная власть. То есть, заметьте, здесь нет отсылок к территории, к каким-то границам, к населению, а только к нему — Ивану III».
Михаил Кром
Иван III в переговорах с новгородцами ставил вопрос „Какого хотите государьства?“, имея в виду, какую власть они над собой готовы признать, и когда новгородцы сказали, что не знают (у них-то не было никакого „государьства“), Иван III продиктовал им свою волю: „А государьство хотим, как у нас на Москве“.
Попытки как-то спорить он пресекал. „Вы урок, — говорил он в сердцах, — урок чините моему государьству“. Государство это его — Ивана III, значит, это практически неограниченная власть, его личная власть. То есть, заметьте, здесь нет отсылок к территории, к каким-то границам, к населению, а только к нему — Ивану III».
Михаил Кром
Уже в середине XVI века понятие «государство» начинает обозначать не только территорию, подчиненную князю, но и людей, живущих на ней.
— «В Судебнике 1550 года в своде законов очень есть интересная статья, где упоминается „здешнее государство“. А интерес в том, что это понятие начинает обособляться, отделяться от личности правителя. „Здешнее государство“ — это о территории, о том, что мы юрисдикцией называем, о подданстве».
Михаил Кром
Михаил Кром
Постепенно развивается идея самоопределения — вместо «моего, княжеского, государства» появляется «наше, московское, государство». Особенно отчетливо это проявляется во время Смуты, когда царя нет, а народ все равно борется за «свое» государство. Формируется понятие родины как государства, таким образом зарождается государственный патриотизм.
— «К концу XVI — началу XVII века уже сами люди говорят „наше московское государство“. За сто лет проделана огромная эволюция в понятиях, которую историки, не говоря уже об обычных людях, просто не замечают. От понятия „мое государьство“, как выражался Иван III, до „наше московское государство“ или „наше царство“, как говорили люди на рубеже XVI–XVII веков. Это очень серьезное изменение».
Михаил Кром
Михаил Кром
Михаил Кром
«Arzamas», 22 мая 2015
«Arzamas», 22 мая 2015
Community Info