mamlas (mamlas) wrote in eto_fake,
mamlas
mamlas
eto_fake

Categories:

Патриотизм на Руси #2/4

Ещё из истории Руси

Первый отечестволюбец
Курс № 10. Генеалогия русского патриотизма

Почему христианская вера мешала патриотическому чувству и как люди начали любить землю отцов. ©

Другие части курса


Князь Довмонт. Автор рисунков Юрий Чапский

Ниже — видеоверсия и краткое содержание второго эпизода из курса Михаила Крома «Генеалогия русского патриотизма»

Задача курса — выявить истоки патриотизма, проследить, как со временем менялось отношение человека к родной земле и откуда, собственно, взялся патриотизм — такой, каким мы его сегодня понимаем. Несмотря на то что любовь к родине принадлежит к константам, конкретные формы отличаются от эпохи к эпохе, поэтому курс называется не «История», а именно «Генеалогия патриотизма».

Михаил Кром — Доктор исторических наук, и. о. декана факультета истории Европейского университета в Санкт-Петербурге, университетский профессор исторической компаративистики

Первый отечестволюбец

Формированию патриотического сознания в Древней Руси в определенном смысле мешала христианская вера. Любовь к своей земле вступала в противоречие с христианcкими идеалами.

— «Мы помним формулу, которая была популярна еще в XIX веке:

„За веру, царя и отечество“. Эти три компонента возникли не сразу, не сразу соединились. И, как ни странно, в Древней Руси христианская вера даже противоречила, мешала формированию патриотического сознания. Для него не было места, не было слов в традициях древней церкви и церкви византийской.

Империя Римская и продолжательница ее империя Ромеев сознавала себя мировым царством, и в нем не могла родиться идея особого национального призвания народа.

Иначе говоря, христианская вера призывала людей думать не о грешной земле, а о вечной жизни. И, как сказал Христос, „царство мое не от мира сего“. И вот эта проблема остро переживалась людьми того времени».

Михаил Кром

Компромисс был найден в культе местных святынь и «локальном патриотизме». Тогда употреблялись понятия «отечество» и «отчизна» — то есть наследственное владение, земли отцов. Во времена монгольского ига тема христианской жертвенности выходит на первый план: героям приходится лишаться жизни ради своей малой родины (отчизны).

— «Один из ярких памятников древнерусской литературы, в котором как раз и выражена идея малой родины и преданности ей с опорой на христианские святыни, — это „Житие князя Михаила Тверского“, убитого в Орде в 1318 году: его жизнь и его подвиг рассматриваются как жертвоприношение.

Этот князь отдал, положил свою душу за души многих людей. Он спас свое отечество, но при этом отечеством называется всего лишь один город и одно княжество, а именно Тверь».

Михаил Кром

Только в XIV веке, вместе с возвышением Московского княжества, возвращается единое общерусское сознание.
Михаил Кром
«Arzamas», 22 мая 2015
Tags: архивы_источники_документы, версии и прогнозы, видео, идеология и власть, интересно, история, культура, мифы и мистификации, мнения и аналитика, правители, православие, религии, родина и патриотизм, русские и славяне, русь, средневековье, турция и византия, ученые, факты и свидетели, христианство
Subscribe

promo eto_fake март 28, 2012 00:37 7
Buy for 10 tokens
Large Visitor Globe Поиск по сообществу по комментариям
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment