mamlas (mamlas) wrote in eto_fake,
mamlas
mamlas
eto_fake

Categories:

Патриотизм на Руси #1/4

Ещё из истории Руси

Был ли патриотизм в Древней Руси?
Составитель курса Михаил Кром о том, как любили отечество в Древней Руси, как личное чувство стало государственным и когда появились слова «родина», «отечество» и «патриот» / Курс № 10. Генеалогия русского патриотизма

Как летописцы пытались помирить князей и заставить беречь землю Русскую и что вообще такое земля Русская. ©

Другие части курса: Первый отечестволюбец | Полюбить государство | Первый патриот || Как разобраться в истории России | Развлечения Др.Новгорода | Задница и жир | «Александр Невский» | Данилевский. Что такое Древняя Русь | Иностранцы против России | Пропагандисты Петра I | Патриотизм негодяя | Концы света на Руси | Правила жизни Владимира Мономаха | «Москва — Третий Рим»: история спекуляции | Как читать летописи


Ниже — видеоверсия и краткое содержание первого эпизода из курса Михаила Крома «Генеалогия русского патриотизма»

Задача курса — выявить истоки патриотизма, проследить, как со временем менялось отношение человека к родной земле и откуда, собственно, взялся патриотизм — такой, каким мы его сегодня понимаем. Несмотря на то что любовь к родине принадлежит к константам, конкретные формы отличаются от эпохи к эпохе, поэтому курс называется не «История», а именно «Генеалогия патриотизма».

Михаил Кром — Доктор исторических наук, и. о. декана факультета истории Европейского университета в Санкт-Петербурге, университетский профессор исторической компаративистики

Был ли патриотизм в Древней Руси?

— «Почему генеалогия? Дело в том, что мне важно подчеркнуть преемственность, родство тех ранних форм отношения к родной земле по отношению к тому, что мы наблюдаем и переживаем сейчас.

Я хочу избежать иллюзии тождественности предмета, будто бы мы всю дорогу, что называется, говорим об одном и том же, что это один и тот же предмет.

Конечно, те формы сознания людей и нынешние — в прямом родстве друг с другом. Но точно так же, как правнуки, они не похожи на своих прадедов — притом что между ними кровная связь и прямое происхождение. Точно так же обстоит дело и с патриотическим сознанием».

Михаил Кром

Один из самых ранних текстов, где впервые воспевается родная земля, — «Слово о погибели Русской земли». Это произведение написано, скорее всего, во времена Батыева нашествия:

— «О светло светлая и украсно украшена земля Русская! И многими красотами удивлена еси: озера многими, удивлена еси реками и кладезьми местночестными, горами крутыми, холмы высокими, дубравами частыми, польми дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городы великими, селы дивными, винограды обительными, домы церковными и князьями грозными, бояры честными, вельможи многими — всего еси исполнена земля Русская, о правоверная вера христианская».
Безымянный автор, «Слово о погибели Русской земли»

В действительности в середине XIII века русcкая земля не была единой. Это было не государство, а некая общность, объединенная православием, область без четких границ, раздираемая бесконечными междоусобными войнами. В этом заключается важное отличие того патриотического сознания от нынешнего: в Древней Руси преданность родной земле никак не была связана с государством, с его политическими институтами. Вот как определяет «землю Русскую» анонимный автор:

— «Отселе до угор (то есть до венгров) и до ляхов (поляков), до чахов (чехи), от чахов до ятвязи и от ятвязи до литвы (речь идет о Прибалтике, ятвязи — это родственное литве племя), от литвы до немец, от немец до карелы (это уже север), от карела до Устюга, где тамо бяху тоймичи поганые (поганые — это язычники), и за дышащим морем (это Северный Ледовитый океан), от моря до болгар (речь идет о волжских болгарах), от булгар до буртас, от буртас до черемис (это и ныне существующие народы Поволжья), от черемис до мордвы, — то все покорено было богом крестьянскому языку (то есть христианам). Поганьские страны (то есть язычники) были покорены великому князю Всеволоду, отцу его Юрию, князю Киевскому, деду его Володимиру Мономаху, которым половцы и дети свои полошаху в колыбели».
Безымянный автор, «Слово о погибели Русской земли»

Еще одно важное отличие — безымянность патриотического чувства и отсутствие слова, обозначающего это чувство.

— «Понятия „патриотизм“ в Древней Руси не было. И не только этого слова, которое нам теперь известно и которое мы используем (а используем мы его начиная лишь с XVIII века). Но не было и каких-то эквивалентов, каких-то русских соответствий. Они появятся, но они появятся позже. Так вот в самый ранний период нет и какого-то обобщающего понятия. А это означает, что нет рефлексии, нет каких-то размышлений. Это значит, что невозможно было быть, грубо говоря, патриотичнее одному человеку, чем другому. И никого нельзя было осудить за то, что он плохой патриот и как-то не так или неправильно относится к своей родине».
Михаил Кром

Михаил Кром
«Arzamas», 22 мая 2015

Tags: архивы_источники_документы, версии и прогнозы, видео, идеология и власть, интересно, история, культура, мифы и мистификации, мнения и аналитика, правители, реформы и модернизация, родина и патриотизм, русские и славяне, русь, средневековье, турция и византия, ученые, факты и свидетели
Subscribe

promo eto_fake march 28, 2012 00:37 7
Buy for 10 tokens
Large Visitor Globe Поиск по сообществу по комментариям
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments