?

Log in

No account? Create an account
 
 
05 Июль 2015 @ 21:27
Кошовикъ К. Живой упырь въ борьбѣ съ умершими упырями. 1884.  
Оригинал взят у troika_ptah в Кошовикъ К. Живой упырь въ борьбѣ съ умершими упырями. 1884.

Кошовикъ К. Живой упырь въ борьбѣ съ умершими упырями (1) // Кiевская Старина. 1884. № 1. С. 169—171. pdf

Куръезное такое произшествiе случилось въ 1831 году, въ селѣ Подосахъ, кiевской губернiи, бердичевскаго уѣзда. Впервые тогда появилась холера и своими многочисленными жертвами на долго оставила въ памяти народа этотъ годъ, извѣстный у него и доселѣ подъ названiемъ "великаго помiрка". Тогда по селамъ умирало ежедневно по нѣсколько десятковъ душъ въ каждомъ.
Завернула эта "пошiсть" и въ с. Подосы. Съ начала iюня стали умирать селяне по одному, по два въ день; но чѣмъ дальше, тѣмъ смертность становилась больше. 24 iюня умерло восемь душъ, лежало больныхъ до двадцати.
Селяне не знали, что дѣлать, какъ отвратить отъ себя такое зло. Пробовали различныя средства: святили воду въ криницахъ на четырехъ концахъ селенiя, заставляли нѣсколькихъ женщинъ, въ одеждѣ Евы, подъ вечеръ, оббѣжать вокругъ всего села; но ни то, ни другое средство нисколько не помогло. Наконецъ, кто-то посовѣтовалъ имъ обратиться къ Максиму Мазуренку, крестьянину сосѣдняго селенiя Степанокъ, который, какъ ходилъ слухъ, можетъ излечивать всякую болѣзнь. 28 iюня два крестьянина изъ с. Подосовъ прiѣхали къ Мазуренку съ просьбой отправится къ нимъ для истребленiя открывшейся у нихъ болѣзни. Мазуренко согласился и на другой день былъ въ Подосахъ. Послѣ нѣкоторыхъ разспросовъ онъ объявилъ крестьянамъ, что вся эта болѣзнь происходитъ отъ умершихъ недавно мѣстнаго пономаря и его жены, похороненныхъ въ одной могилѣ и гробу.
— Это они, говорилъ Мазуренко, встаютъ ночью, вылазятъ изъ своихъ гробовъ и ходятъ по селу, по хатамъ: гдѣ въ хату зайдутъ и дохнутъ на человѣка, тотчасъ онъ и заболѣетъ, а у кого еще и кровь высосутъ, тотъ не поднимется уже во вѣки вѣчные.
Тутъ его заявленiе подтвердила крестьянка Явдоха Карпенкова. Она стала разсказывать, какъ однажды позднимъ вечеромъ встрѣтилъ ее на улицѣ умершiй пономарь и, ударивъ палкой, велѣлъ вести его къ своему сыну, мѣстному дьячку. "Я, говоритъ, подвела его къ дяковой хатѣ, отворила дверь и впустила его въ сѣни, а сама стала подъ хатою и слушаю, что-то будетъ; какъ вдругъ загрохотали горшки и миски въ хатѣ, а на другой день, помню, жаловался дьячекъ, что кто-то ночью потолкъ у него въ хатѣ всѣ миски и горшки: даже, говоритъ, шлеи и возжи нашелъ я близъ церкви, а помню хорошо, что съ вечера положилъ ихъ подъ хатою на завалинѣ".
Хотя Явдоха считалась полуумной, но въ настоящую минуту почти все село потеряло голову, и всѣ вполнѣ повѣрили заявленiямъ Карпенковой.
— Такъ что-жъ, Максимъ, нельзя-ли какъ бѣдѣ помочь?
— Отъ чего нельзя? - можно. Нужно только сейчасъ-же идти къ могилѣ пономаря и его жены, откопать ихъ и отрубить имъ головы; а то вотъ у васъ сегодня умерло девять душъ, а на завтра умретъ еще больше, если только этого не сдѣлать.
Нужно было добиться согласiя дьячка, сына покойниковъ, которыхъ предложенная мѣра касалась. И вотъ громада направляется къ дьячку съ просьбой отрыть могилу отца и матери его.
— Что хотите, дѣлайте съ ними, только-бы они не ходили больше по селу, отвѣтилъ дьячекъ Ѳедоръ Левицкiй.
Тогда громада, предводительствуемая Мазуренкомъ, двинулась къ кладбищу.
Разрыли могилу, открыли гробъ; Мазуренко съ топоромъ въ рукахъ вскочилъ туда и принялся рубить головы пономарю и его женѣ; ударилъ разъ, другой, - изъ перерубленной шеи показалась кровь.
— Вотъ видите, сколько проклятые выпили людской крови! замѣтилъ Мазуренко.
— И въ самомъ дѣлѣ, подтвердилъ замѣчаниiе Мазуренка присутствовавшiй при вскрытiи могилъ мѣстный сотскiй Денисъ Дмитренко и прибавилъ: "а вѣдь все это кровь христiанская".
— Дайте-же мнѣ осиновый колъ, я ихъ приткну тутъ до самой земли; тогда ужъ не поднимутся больше.
Подали два колка, Мазуренко пригвоздилъ ими пономаря и его жену. Затѣмъ потребовалъ хворосту и тутъ-же въ гробу сжегъ ихъ головы.
— Теперь засыпайте землею, обратился къ присутствовавшимъ; уже больше не встанутъ.
Въ благодарность за такое лѣченiе подосская громада рѣшила выдать Мазуренку изъ общественной казны рубль серебромъ, да полъ-корца ржи и, сверхъ того, послать трехъ человѣкъ для уборки Мазуренковаго хлѣба.
Между тѣмъ вскорѣ дошло извѣстiе о врачеванiи Мазуренка до мѣстнаго начальства; послѣднее привлекло его къ уголовной отвѣтственности. На судѣ Мазуренко заявилъ, что онъ уже въ теченiе пяти лѣтъ пособляетъ людямъ въ различныхъ болѣзняхъ, что дѣлаетъ это въ силу врожденной способности: "я, говоритъ, родился упыремъ, и пока жить буду, буду помогать людямъ въ ихъ болѣстяхъ".
Для излѣченiя самаго Мазуренка отъ "упырства" начальство предало его церковному покаянiю на полтора года.

___________________
(1) Дѣло изъ махновскаго уѣзд. суда о кр. Максимѣ Мазуренкѣ за откопанiе мертвыхъ тѣлъ и отрубленiе имъ головъ. 1831 г. Хран. въ К. Ц. Архивѣ.

 
 
 
promo eto_fake march 28, 2012 00:37 5
Buy for 10 tokens
Large Visitor Globe Поиск по сообществу по комментариям 2leep.com