Китай готовится к войне?
КНР наращивает военные расходы и такой непрерывный рост серьезно беспокоит ее соседей
Утром 5 марта на ежегодной сессии высшего законодательного органа КНР — Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) — был обнародован бюджет страны на 2015 год. ©
Делегаты от НОАК перед началом сессии Всекитайского собрания народных представителей, 5 марта 2015 года
На оборону предполагается потратить 886,898 миллиарда юаней, или 144,2 миллиарда долларов. Это на 10% больше, чем в прошлом году.
Военный бюджет Поднебесной является вторым по величине после американского. Предполагается, что выделенные средства пойдут на модернизацию китайской армии, которая на данный момент является самой большой в мире и насчитывает 2,3 миллиона человек.
КНР не раз декларировала оборонительный характер своей военной политики. Как заявила пресс-секретарь ВСНП Фу Ин, «Пекин никогда не прибегал к «политике канонерок», чтобы продвигать свои экономические и торговые интересы».
При этом стоит отметить, что темпы роста китайских военных расходов в этом году несколько ниже, чем в предыдущие. В 2011-м страна потратила на оборону на 12,7% больше, чем годом ранее, в 2012-м — на 11,2%, в 2013-м — на 10,7%, в 2014-м — на 12,2%, а именно 132 миллиарда долларов.
Непрерывный рост военных расходов КНР серьезно беспокоит ее соседей. Свою обеспокоенность уже выразила Япония. Как заявил генеральный секретарь Кабинета министров Страны восходящего солнца Ёсихидэ Суга, Токио будет пристально следить за тем, на какие оборонные программы направят дополнительные ассигнования, о которых было объявлено на открывшейся в четверг сессии ВСНП.
Как рассказал РП руководитель азиатской программы Московского центра Карнеги Александр Габуев, увеличение военного бюджета Поднебесной — это фактор и отчасти следствие ее усиливающейся конфронтации со странами Восточной и Юго-Восточной Азии, в особенности с Японией.
«Рост экономической и военно-политической мощи Китая вызывает в Японии беспокойство, учитывая, что там есть нерешенные территориальные споры вокруг островов Сенкаку и длительная история непростых, зачастую враждебных отношений. Любое перевооружение Народно-освободительной армии Китая (НОАК), увеличение ее бюджета вызывают в Токио крики точно так же, как и увеличение военного бюджета Японии вызывает ответные возмущенные крики в Пекине». Японские расходы на оборону растут последние три года и в 2015-м достигнут рекордных 42 миллиардов долларов. Но, по мнению Габуева, проблема не столько в абсолютных цифрах, сколько в том, что намерения двух стран решать территориальные вопросы мирным путем нельзя назвать искренними. В КНР и Японии в последнее время усилились националистические настроения, которые вообще исторически характерны для этого региона. В этих условиях ни Токио, ни Пекин не могут позволить себе уступить сопернику в территориальном споре.
Несмотря на рост объемов торговли и тесные экономические связи, провокационная риторика нарастает. «Прошедшая в ноябре во время саммита АТЭС встреча Си Цзян Пина с премьер-министром Синдзо Абэ вроде бы заморозила проблему, но противоречия настолько системные и глубокие, что демонстративными политическими шагами решить ее пока не удается», — отмечает эксперт.
Солдаты Народно-освободительной армии Китая во время военных учений, 24 января 2015 года
Габуев подчеркивает, что в Восточной Азии уже давно идет гонка вооружений. «Очень сильно это заметно в последние пять лет, обостряется ситуация в Южно-Китайском море, где КНР предпринимает очень решительные односторонние шаги по пересмотру статус-кво и реализации своих территориальных претензий в Юго-Восточной Азии», — добавляет представитель Московского центра Карнеги.
Помимо Японии у Поднебесной существует серьезный территориальный конфликт с Индией. По данным AP, Нью-Дели в этом году увеличит свой военный бюджет сразу на 11%, доведя его до 40 миллиардов долларов. «И за всем этим, естественно, очень внимательно наблюдают США, где объявлена перебалансировка оборонной политики. Основной упор военного бюджета и планирования Пентагон направит именно на защиту Южной и Восточной Азии, а это, в свою очередь, спровоцирует Китай на то, чтобы продолжать наращивать мощь. Выходит такой замкнутый и порочный круг, где каждый шаг оппонента вызывает негативную реакцию и только усиливает общее недоверие и паранойю», — подчеркивает Габуев.
В сложившейся ситуации могли бы помочь переговоры между сторонами, например по установлению параметров военного бюджета, но пока никаких консультаций по этой теме не проводилось — обсуждаются лишь некие меры доверия и прозрачности расходов на оборону.
Александр Габуев рассказывает также о сомнениях американской стороны, которая считает, что официально декларируемые КНР статьи расходов на оборону занижены процентов на 30. По мнению Пентагона, КНР намеренно не включает в приведенные данные затраты на импорт высокотехнологичных вооружений. «На это у китайцев стандартный ответ, что они всего-навсего модернизируют технику. Пекин все время говорит: «А посмотрите на военный бюджет США, который больше суммарных оборонных расходов следующих за ним пяти государств вместе взятых. Мы просто доводим уровень своих вооруженных сил до среднего приемлемого уровня, тем более что значительная часть этих средств расходуется на зарплаты личному составу». Такие же абсолютно ответы есть у всех стран региона, поэтому ожидать здесь какого-то снижения градуса напряженности вряд ли стоит», — отмечает эксперт.
Касаясь вопроса безопасности России в связи с наращиванием юго-восточным соседом своих военных мускулов, Габуев отмечает, что у Москвы в нынешних экономических условиях мало возможностей для ответа. «Можно сосредоточиться на укреплении группировки на Дальнем Востоке, но здесь надо понимать, что в обычных вооружениях баланс с китайцами нарушен, — подчеркивает он. — У КНР там преимущество на протяжении по меньшей мере десяти последних лет, и российская региональная группировка на данный момент не представляет для НОАК особой угрозы. В случае конфликта приходится рассчитывать на ядерные силы, и это абсолютно надежный щит. Но самое главное, никаких враждебных намерений ни в краткосрочной, ни в среднесрочной перспективе у Пекина в отношении Москвы нет, потому что все, что Китай интересует на российском Дальнем Востоке, он может купить».
Несколько дней назад вице-премьер Аркадий Дворкович на Красноярском экономическом форуме заявил, что Россия готова рассмотреть вопрос о продаже китайцам более 50% акций в проектах по освоению нефтегазовых месторождений. Тогда зампредседателя правительства РФ отметил, что речь идет о стратегических месторождениях за исключением шельфовых. Он объяснил такое решение миролюбием Китая. «КНР никогда не вступает ни с кем в конфронтацию, а защищает свои интересы, работает на принципах комфорта и лояльности для партнеров», — подчеркнул Дворкович. «Поэтому Китаю нет никакого смысла воевать с Россией, и здесь какой-то угрозы я не вижу», — заключил Габуев.
Глеб Иванов
«Русская планета», 5 марта 2015
«Русская планета», 5 марта 2015
Community Info