Новые ритуалы в коммунистическом обществе
Антрополог Анна Соколова о появлении революционных имен, коммунистических похоронах и атеистическом Рождестве
Как проходила кампания по разработке и внедрению новой социалистической обрядности? Кто были главными идеологами создания новых ритуалов? Как изменились обряды похорон в советский период? Об этом рассказывает кандидат исторических наук Анна Соколова. ©
~~~~~~~~~~~
Анна Соколова — кандидат исторических наук, научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН.
...
— Как писал Лев Троцкий, «жизнь комсомольской семьи, жизнь человека без обряда — это жизнь, лишенная радости и возможности как-то особенно отметить наиболее важные моменты в его жизни». И коммунисты, которые пришли, чтобы сделать жизнь людей лучше, не могут лишить людей этой радости. Надо сказать, что роль Троцкого в создании новой обрядности в 1920-е годы была очень большой. Он действительно был пламенным пропагандистом этой идеи. Казалось бы, активно в пропаганду новой обрядности — антирелигиозной, безрелигиозной — должен был включиться Союз воинствующих безбожников под руководством Емельяна Ярославского. Однако это не так. В своих выступлениях Емельян Ярославский, председатель Союза воинствующих безбожников, дистанцировался от этой проблемы.
...
— Были и более радикальные приверженцы новой коммунистической обрядности, чем Троцкий. Одним из таких людей, довольно неожиданных, был писатель, публицист Викентий Вересаев, который посвятил этому вопросу отдельную работу («Об обрядах новых и старых»). Эта работа на 90% посвящена именно вопросу о том, как мы должны хоронить своих умерших: так, чтобы, с одной стороны, это были нерелигиозные похороны и, с другой стороны, чтобы они удовлетворяли эмоциональные потребности членов коммунистического общества.
© ПостНаука, 25 декабря 2014
Community Info