mamlas (mamlas) wrote in eto_fake,
mamlas
mamlas
eto_fake

Categories:

Нереализованный оптимизм 1980-х

Ещё по теме фантастических прогнозов

Озёра в Сахаре и подводные танкеры
Проекты из 1980-х

В 1980-х мир ещё жил техническим оптимизмом. В их числе – японский проект обводнения Сахары и советско-американские проекты подводного транспорта. Эра неолиберализма поставила на них крест. ©
~~~~~~~~~~~


Именно в эти годы достигли расцвета такие амбициозные проекты, как космические корабли многоразового использования и атомные ледоколы, а также началось внедрение «гражданского» интернета. В это же время развитые страны планировали много гигантских инфраструктурных проектов, типа подпитки засыхающего Аральского моря, переброски северных рек, тоннеля через Ла-Манш и т.п.

Научный прогресс тогда не рассматривался через призму «эффективности». Технические изобретения были чаще всего частью военно-промышленного комплекса, а инфраструктурные проекты должны были служить доказательством мощи государства. Пожалуй, последним таким проектом не ради «эффективности» стал Большой адронный коллайдер, но и его идея была одобрена в далёком 1984 году.

С окончанием холодной войны и наступлением эры неолиберализма (второе вытекает из первого) технический прогресс стал прикладным, частью маркетинга, а крупные инфраструктурные проекты рассматриваются теперь под лупой «крайнего прагматизма» – к примеру, в виде стены длиной 2600 км на границе США и Мексики, призванной задерживать незаконных мигрантов (как в том анекдоте «Вот на это у них деньги есть!»).

Вспомним о нескольких проектах из 1980-х, которые могли бы изменить облик Земли и сделать безжизненные регионы жилыми, а также коренным образом изменить тип морского транспорта.

Обводнение Сахары

В конце 1980-х японская строительная корпорация Shimizu разработала проект «Аквасеть пустыни». В его основе – строительство в Сахаре огромных искусственных озёр диаметром 30 км и глубиной 20 метров, одетых в бетонные стены 2-метровой толщины. По замыслу инженеров, должно быть построено 7 таких озёр, находящихся на расстоянии 150 км друг от друга и соединенных между собой сетью бетонных каналов шириной 50 и глубиной 10 метров, которые станут основой будущих коммуникаций.


Озёра будут заполняться по трубопроводам морской водой, которая, во-первых, представляет собой избыточный ресурс (уже в 1980-х понимали, что уровень океана из-за глобального потепления будет подниматься), а во-вторых, позволит заниматься активным рыболовством и промыслом других морепродуктов в гигантских рукотворных водоемах. В центре каждого озера планировалось строительство искусственного острова диаметром 5 км, на котором впоследствии вырастет город. К разработке были подключены и климатологи, которые рассчитали, что активные испарения с зеркала 7 озер изменят климатические условия и в конечном счёте вернут жизнь ныне омертвленным пространствам: средняя температура в этой части Сахаре упала бы на 3 градуса, а регион стал бы получать ежегодные осадки в 200-250 мм (это уже уровень полупустынь, типа штата Невада в США). Также предполагалось создать опреснительные установки, которые снабжали бы водой поселения, а также использовались в мелиорации (в проекте было создание около 1 млн. га поливных земель). 80% энергии в регионе давали бы электростанции из солнечных панелей.

При одновременном начале работ по возведению насосных станций, прокладке каналов и трубопроводов к созданию самых озер потребовалась бы всего около 4 лет. Стоимость проекта составила бы 18 трлн. иен – это около 150 млрд. долларов. Японцы предлагали собрать эти деньги правительствам развитых государств. В Shimizu здраво рассуждали, что эти затраты окупились бы за 12-15 лет: сегодня это звучит нетолерантно, а тогда эти вещи ещё проговаривались вслух – за счёт того, что граждане африканских стран, страдающих от опустынивания (Чад, Судан, Мали, Нигер и др.) перестали бы получать от Запада гуманитарную и продовольственную помощь, и наконец-то были бы в состоянии сами себя прокормить.


Этот проект тогда даже не дошёл до стадии рассмотрения правительствами западных стран. А проблему опустынивания в Африке и прочие проблемы, возникшие из-за изменения климата (возможное затопление нескольких островных государств в Океании), Запад всё равно пытается решить, но какими-то детскими мерами.

Среди таких мер, к примеру, создание «зелёного пояса» вдоль южной границы Сахары (высадка нескольких миллионов засухоустойчивых деревьев). Запад готов вложить в этот проект 3 млрд. долларов.

Подводные танкеры

В 1980-х учёным мечталось, что в XXI веке начнётся бурное освоение богатств Мирового океана. Журнал «Морской флот», №7 за 1985 год в статье «Транспорт Мирового океана: перспективы, развитие» писал, что к тому времени резко вырастет роль подводных трубопроводов: «По ним пойдут не только нефть и газ, но и уголь, железная руда и другие грузы».

Сам морской транспорт тоже изменится, писалось в журнале:

«Наиболее перспективным видом являются дирижабли. Их внедрение обеспечит непрерывность грузоперевозок и уменьшит перевалку грузов с одного вида транспорта на другой. Дирижабли возьмут на себя и значительную долю пассажирских перевозок. Уже в самом ближайшем будущем планируется организовать пассажирские рейсы по маршруту Лондон-Париж. Это расстояние дирижабль будет преодолевать за 2,5 часа, а стоимость билетов на него будет ниже, чем на самолёт».

Чуть раньше, тот же журнал «Морской флот» (1983 год, №4, статья «Фантастика или реальность?») писал о другом перспективном виде морского транспорта – подводном:

«Подводный транспорт может появиться в ближайшем будущем. Особенно заманчивой кажется трасса подо льдами северных морей. Некоторые фирмы США и Канады всерьёз обсуждают проект доставки подлёдным транспортом нефти из месторождений Аляски, с шельфа моря Бофорта.


Экономисты подсчитали, что такой способ доставки может конкурировать не только с обычными танкерами, но и с нефтепроводами. Затраты на организацию доставки нефти подводными судами оцениваются в 14,5 млрд. долларов, а строительство нефтепровода Аляска-США – в 15-16 млрд. долларов.

Основные капиталовложения потребуются на строительство подводных судов и системы подводных причалов. Грузоподъёмность подводного танкера предполагается не менее 300 тыс. тонн, рабочая глубина погружения – 210 метров. На подводных танкерах планируется установить атомные энергетические установки.

Под водой и подо льдом танкеры будут двигаться по специальным трассам-коридорам шириной в 6 миль, высотой в 60 метров. Обычные навигационные средства – оптические и радиомаяки – для подлёдного плавания непригодны, потребуются гидролокаторы на борту подводного судна и система буев с гидроакустическими излучателями.


Подводные грузовые причалы планируют создать на глубине 150 метров, это означает, что у мелководных берегов Аляски такой причал будет отстоять от берега на 50 миль и трубопроводом соединяться с нефтехранилищем на судне.

Подводные танкеры обладают целым рядом преимуществ. Стоимость самого подводного судна в 2-3 раза превышает стоимость обычного танкера, но эксплуатационные расходы при подводных перевозках в 2 раза меньше, ибо их движение никак не зависит от гидрометеорологических условий: штормов, туманов, льдов: они могут круглый год работать на трассах Северного Ледовитого океана и не нуждаются в помощи ледоколов.

Специалисты считают, что считанные годы отделяют нас от воплощения идеи подлёдных перевозок в жизнь».


И этот проект не был реализован. Более того, сегодня вообще сворачиваются любые большие работы в Арктике (к примеру, прекращён выпуск атомных ледоколов в России, а в США и Канаде к их постройке так и не приступили).

В СССР же и ранее были планы по созданию новых типов морского транспорта, к примеру, лайнеров на подводных крыльях. Вот наглядная картинка такого судна из журнала «Техника молодёжи» за 1963 год (см. вверху обложку журнала, внизу – описание проекта из журнала):




И тоже не только не задалось, но даже выпуск речных судов на подводных крыльях («Ракеты» и «Метеоры») сегодня свёрнут в России.

Не пошли даже не высокозатратные новые типы морских и речных судов – автомобилей-амфибий. Для тех же бездорожий и множества рек России и Канады, мелководий Океании это мог быть незаменимый транспорт. Вот наглядная картина испытаний амфибий в 1977 году, машин, способных проходить до 20 км по морскому или речному дну:


Мир не становится лучше, и, в отличие даже от 1980-х, это, похоже, больше никого не волнует (а кого волнует, того приравнивают к сумасшедшему или экстремисту).

Токлователь, 18 августа 2014
Tags: 80-е, будущее и футурология, версии и прогнозы, деградация, запад, интересно, климат, наука, общество и население, природа, прогресс, проекты, ресурсы и сырьё, ссср, техника и технологии, ученые, фантастика и утопии, человечество
Subscribe
promo eto_fake март 28, 2012 00:37 7
Buy for 10 tokens
Large Visitor Globe Поиск по сообществу по комментариям
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments