Говорим — Россия, подразумеваем — СССР
Издательство «Алгоритм» выпустило книгу «Великий и оболганный Советский Союз». На трех с лишним сотнях страниц приводятся факты из жизни «Красной Империи», как положительные, так и не очень. Правда, позитив преобладает. Более того, читатель узнает, что, оказывается, существовало целых семь СССР, причем все разные. О своем взгляде на новейшую историю страны «Культуре» рассказал автор книги — историк и публицист Сергей КРЕМЛЕВ (Брезкун). ©
~~~~~~~~~~~
«Культура»: Зачем Вы написали эту книгу?
Кремлев: Мы — граждане России, — должны смотреть в будущее, на ту страну, в которой хотелось бы жить. Могучую, свободную, развитую, где люди счастливы, есть достаток, занимаются созидательным трудом. Однако для того, чтобы понимать, куда двигаться дальше, необходимо представлять историю собственной страны. Но сегодня, к сожалению, в отношении СССР идет настоящая информационная война.
«Культура»: Кому и зачем нужна война против страны, которой давно нет на карте мира?
Кремлев: Наезд на все советское, который мы сегодня наблюдаем, на самом деле — удар по нашей национальной цивилизации. А наступление на русский мир в реалиях сегодняшней геополитической ситуации — атака на ценности гуманизма. Посмотрите на американскую внешнюю политику. Ирак, Ливия, Сирия... По сути, именно сегодня идет «последний и решительный бой». Но не в том ключе, как поется в «Интернационале» — сражение труда и капитала. Это битва добра и зла.
«Культура»: Ваш тезис — СССР как правопреемник российской цивилизации, — достаточно спорен. Наоборот, большевики декларировали разрушение «старого мира»...
Кремлев: Это нам так внушают. На самом деле все было иначе. Именно при советской власти народ познакомился с литературой, изобразительным искусством, музыкой. Людям дали всеобщее образование. До революции это могли себе позволить лишь избранные. Читал ли простой народ Гоголя, Пушкина, Лермонтова? Нет. И книги было не на что купить. Ходил по выставкам, картинным галереям, театрам и консерваториям? Да кто его туда пустил бы! То есть Чайковского, Глинку и Мусоргского простой люд не знал. Равно как и Брюллова, Рокотова, Репина и Сурикова. Более 90 процентов населения не умело читать и писать. По состоянию на 1914 год в старших классах училось всего 200 тысяч человек. Вузы ежегодно выпускали всего несколько тысяч специалистов, из которых около трети составляли юристы.
В 1914 году в России было всего 13 800 библиотек, каждая имела примерно 680 томов. А уже в 1941 году их стало 95 400, и в каждой в среднем по 4026 книг. Причем наибольший рост пришелся на 30-е, тогда ввели в эксплуатацию более 65 000 библиотек. Это не считая десятков тысяч изб-читален в деревнях. Число школьников старших классов в 1940-м составило 2,6 миллиона. Всего же в тот год за партами сидели 34 миллиона учащихся разных возрастов.
В 1937 году широко отмечалось столетие гибели Пушкина, по всей стране проводились мероприятия, посвященные памяти великого поэта. В них принимали участие миллионы! Тогда же Ильф и Петров написали книгу о путешествии в США, Америка там выглядит довольно привлекательно. И ее тоже прочли миллионы.
Вспомним Великую Отечественную — высшими военными орденами СССР являлись награды имени Суворова, Нахимова, Ушакова, Кутузова и Александра Невского. Но эти имена вернулись в официальную историю не с началом войны, как это считают многие. Все вышеупомянутые, а также Минин и Пожарский, Иван Грозный, Петр Первый, Екатерина Великая вошли в новый учебник истории 1937-го. Как раз в том году была проведена реформа системы образования, результатами которой мы пользуемся до сих пор.
«Культура»: 37-й год ассоциируется у большинства совсем с другими событиями, нежели скорбная дата великого поэта и реформа образования...
Кремлев: Ничего не буду говорить от себя, просто процитирую вам академика Вернадского. К советской власти ученый относился не очень хорошо, частенько критиковал ее. Иногда несправедливо. Но в личном дневнике в 1937 году писал: «Сталин уничтожает своих врагов, но поскольку они и враги России, то Сталин делает необходимое дело».
«Культура»: Несколько СССР — в аннотации к Вашей книги — это, наверное, наиболее интригующий момент. Мы-то знали всего один Советский Союз...
Кремлев: Большинство из нас помнят загнивающий и безыдейный брежневский Советский Союз, кто-то застал Хрущева. Совершенно разные были времена, как по идеологии, так и по мировоззрению, стремлениям.
Так и ранее. С революции и до конца 20-х преобладал троцкизм. Далее — первые пятилетки, индустриализация, коллективизация... С этого времени, собственно, и начался Советский Союз. Который просуществовал до середины 50-х. По сути, настоящему СССР чуть более двух десятков лет...
Нильс ИОГАНСЕН
Газета «Культура», 05 ноября 2013
Газета «Культура», 05 ноября 2013
Community Info