mamlas (mamlas) wrote in eto_fake,
mamlas
mamlas
eto_fake

Русский староверский Рай

По теме: Некрасовцы Дагестана || «Россия-Матушка»: История визуализации || Города-утопии

«Город Игната»: русский староверский Рай

С приходом к власти «антихриста» Петра I в старообрядческом мире стал увеличиваться потом былин о «земном Рае». Одной из них стала вера в «Город Игната», где центральным местом становится райский сад. Лишь полтора века спустя английский утопист Эбенизер Говард попытался на практике воплотить такой Город-сад. ©
~~~~~~~~~~~


Ещё в древнерусской культуре «возникло концептуальное поле, в зоне воздействия которого обильно произрастали утопические образы «праведных земель». С приходом к власти Романовых эти мистические искания «земного рая» только усилились, в авангарде этого процесса оказались старообрядцы.

По мнению старообрядцев, с переориентацией государственной и общественной жизни, нашедшей своё формальное выражение в церковной реформе и деятельности Петра I, «не-сакральное» пространство значительно увеличилось в размерах». Поэтому уход из мира антихриста признавался «единственным способом сохранения «древлего благочестия», и этот выбор определялся «давно апробированной в русской истории традицией побега».

Психологически уход из родных и обжитых мест в поисках лучшей участи облегчался сведениями об огромных резервах неосвоенных земель, известным по стране опытом народной колонизации, слухами о вольной, без господ, жизни у казаков, но главное – осознанием «неправедности» современного общественного устройства. На этой почве и формировались социально-утопические легенды о Беловодье, Даурии, «земле бородатых людей» и многие другие, где жизнь обустраивалась на эгалитарных принципах, не было несправедливости, обид, сохранялись истинная вера и социальная правда.

Одной из наиболее интересных утопий о «далёких землях» была легенда о «городе Игната» – «царстве некрасовцев», которая обостряла христианские эсхатологические и хилиастические ожидания. Интересной – потому что эта утопия была наиболее приближена к реальной жизни.


После поражения Булавинского восстания 1707-1709 годов часть казаков-староверов, спасаясь от преследования карателей, уже привычно бежала на Кубань. На этот раз во главе с Игнатом Федоровичем Некрасовым – атаманом Голубинского городка и принципиальным старообрядцем и антиимперцем. Свои взгляды и устремления, сложившиеся в условиях вольного Дона, Некрасов перенес на Кубань, в основанную им общину. Позднее, дополненные коллективным творчеством, они были оформлены в виде особых правил поведения – «заветов Игната» и насчитывали более 170 установлений. Именно здесь на Кубани его личность и дела подверглись идеализации и сакрализации, стимулируя складывание и распространение легенды о «городе Игната». Неслучайно, в народном сознании Некрасов наделен даром волшебника, сверхъестественной силой.

«Город Игната», сакрализуясь в сознании современников, представлялся незыблемым и несокрушимым оплотом истинной веры и благочестия. Это был измышленный город-остров в огромном, окружающем его море иноверческого мира.

Путь в «город Игната» – это, с одной стороны, реальный путь, т. е. географическое перемещение, но это еще и путь метафизический, понимаемый как стремление к святости, разрыв с греховностью. Это есть стремление к искуплению и духовному совершенствованию, путь от Кривды к Правде, причащения и спасения не столько тела, сколько души. Открывался он только истинным избранникам и был недоступен.

Сама легенда о «Городе Игната» кратка:

«Живут такие люди на берегу большого озера. Город у них большой, пять церквей в нём, обнесён он высокой стеной; четверо ворот – на запад, восток, север, юг. Ворота все закрыты. Только восточные открыты бывают днём. На воротах стоят вооруженные часовые, а ночью и по стенам часовые ходят.

В город свой те люди никого не пускают. Живут богато. У каждого каменный дом с садом, на улицах и в садах цветы цветут. Такая красота кругом. Занимаются те люди шелками. Обиды ни людям чужим, ни друг другу не делают. Женщины у них раскрасавицы, разнаряжены: носят зеньчуг, рубены, золотые монисты, лестовки янтарные. Носят они сарахваны из серебряной и золотой парчи, а рубашки из лучшего шёлка. Живут там женщины, как царицы. Мужики их любят, пальцем не трогают. Не дай господь, какой мужчина обидит свою жену – его за то смертью наказывают. Женщины и на круг ходят, и грамоте обучаются с дьяками вместе.

В город свой те люди мужчин не принимают и не пускают, а женщин принимают. Кто ни пройдёт, того накормят, напоят, оденут и проводят ласковым словом: «Спаси тя Христос».


Высокая стена – словно рубеж между миром тем и этим. Благочестие, рай земной и свет – здесь, порча, «царство антихриста» и тьма – там. Но также важно акцентирование на том, что это – город-сад.

Академик Л.В. Милов, посвятивший много времени исследованию хозяйственного развития России, подчёркивал, что практика отечественного садоводства тесно связана с понятием фруктовый (не цветочный) сад. При этом великорусское садоводство имело сугубо прагматический (торговый), но не эстетический, характер, как в «городе Игната».

Тут мы находим и материнский архетип, мифологему Великой матери, образ Матери-Земли. При этом в саду символизировалась и сакрализовалась ограда как таковая – «сад заключённый» служил символом и местом пребывания Богоматери.

Лишь полтора века спустя английский утопист Эбенизер Говард попытался на практике воплотить такой Город-сад. Свои взгляды он изложил в единственной книге, впервые увидевшей свет в 1898 году. Однако оставленное им интеллектуальное наследство оказало огромное влияние на современное градостроительство. Почти сразу в Англии, Германии, Франции, России и других странах возникают Общества городов-садов, воплощающие в жизнь новую градостроительную парадигму. В соответствии с ней город-сад мыслился как поселение площадью не свыше 400 га, замкнутое в кольцо не подлежащих застройке сельскохозяйственных земель, с зелёным (парковым) центром, сосредоточивающим главные административные, торговые и культурные здания, с предпочтительно радиально-кольцевой планировкой бульваров и улиц и застройкой жилых кварталов зданиями коттеджного типа.


Суть идеи Говарда заключается не столько в архитектурно-планировочных и художественно-образных, сколько в социально-экономических, социально-политических и организационных решениях, предполагающих равное и свободное участие каждого жителя в управлении социальным организмом города.

Полностью проект Говарда на практике так и не был реализован, хотя составные части его идеи и сегодня активно используются градостроителями. Скрыт от чужих, от царства тьмы и «Город Игната».
Блог Толкователя
Tags: 18-19-ее века, архитектура и дизайн, великобритания, города и сёла, идеология и власть, история, культура, менталитет, мифы и мистификации, общество и население, православие, религии, российская империя, русские и славяне, русь, социализм и коммунизм, христианство
Subscribe
promo eto_fake march 28, 2012 00:37 7
Buy for 10 tokens
Large Visitor Globe Поиск по сообществу по комментариям
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment