id77 (id77) wrote in eto_fake,
id77
id77
eto_fake

Category:

Странные фигуры на Опричном дворце..

Здравствуйте уважаемые.
И снов немного Ивана Грозного Вам в ленту :-)
Интересное время просто, интересный человек и настолько неоднозначный, что писать о нем можно долго и результативно :-)
Сегодня я хотел бы слегка коснуться сложнейшей темы опричнины, но только под определенным углом — геральдически-символическом, если это можно так обозвать.
Те, кто изучает этот период в истории нашей страны, в той или иной степени сталкивается с записками вестфальского авантюриста Андрея (Генриха) фон Штадена, который около 12 лет провел в Москве. Не будем сейчас спорить о том, насколько он приврал и был ли он вообще в опричнине (некоторые из исследователей в этом сильно сомневаются). Но для меня он авторитет, а его «Записки» серьезный и заслуживающий внимания источник.
1391312583_ville-haapasalo_
Вилле Хаапасало в роли Андея Штадена

Ну так вот, читая описания знаменитого опричного дворца (коего не сохранилось), я наткнулся на интересную скульптурную фигуру
У Главных, северных ворот, которые вели к въезду на мост через Неглинную были установлены: «…два резных и расписных льва — на том месте, где у льва находятся глаза, были вставлены зеркала — и резной деревянный выкрашенный чёрным двуглавый орёл с распростёртыми крыльями. Один <лев> был с раскрытой пастью и смотрел в сторону земщины, другой же смотрел во двор. Между этими двумя львами находился двуглавый чёрный орёл с раскрытыми крыльями, грудью к земщине».
dst9pmkgq3fh
Вариант того как выглядел Опричный двор Ивана Грозного

По Орла писать особо не буду — это и понятно, да и разбирали это вот тут вот:http://id77.livejournal.com/120447.html. Но вот со львами интересно... и даже очень :-))
Почему львы вообще? Почему один повернут пастью на опричнину, второй на земщину. Почему вместо глаз зеркала? Определенно царь с каким то умыслом создал эти образы. Причем, учитывая его высокий интеллектуальный уровень, это было неспроста...
19643502
Иоанн Богослов

Большинство исследователей ссылаются на строки из Апокалипсиса Иоанна Богослова: «…И вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвёртое животное подобно орлу летящему». Один из первых толкователей Апокалипсиса, епископ Андрей Кесарийский, объяснял: «Высокий полёт и стремительное падение на добычу четвёртого животного — орла — указывает на то, что язвы приходят свыше от гнева Божия в отмщение благочестивых и в наказание нечестивых…» Соответственно, идея государя поставить у входа в свою резиденцию обращённого в сторону земщины чёрного орла с распростёртыми крыльями можно расценивать как «желание создать образ адского наказания, которое настигает грешников в наступавшие последние времена». Ну ладно. Пусть так... Предположим, что с орлом разобрались, а со львами то что? Если это звери Апокалипсиса, то почему их 2, и где телец и человек? Вопросы....
В те века говорить де-юре о геральдике в России как то не приходилось — она как наука сложилась уже позднее, во время Алексея Михайловича,но де-факто что-то такое уже, конечно, было. Родовые знаки, например. Лев был знакомом Андрея Боголюбского и от него перенят владимирско-суздальскими князьями. Кстати, до сих пор в гербе города Владимира мы можем наблюдать этого гордого зверя. Быть может это символ того, что Москва является правоприемником Владимиро-суздальского княжества? Не похоже...да и опять-таки почему львов два?
url
Герб Владимирской земли

Если рассматривать исключительно с точки зрения базовых основ символизма Лев - символ божественной солнечной энергии и всепроникающей силы огня, королевской власти и могущества, военной силы и храбрости, мудрости и справедливости, благородства и великодушия, стойкости и силы воли, покровительства и защиты.
Но при этом только лев, и никакая иная геральдическая и символическая фигура, может рассматриваться исключительно как поборник добра, но и как олицетворение зла, и в этом случае он символизирует яростный гнев, свирепость и жестокость.
Быть может это объясняет, почему они повернуты в противоположных направлениях и почему между ними орел?
Это некая борьба добра и зла с царем, как аллегорией двуглавого орла посредине. Причем борьба это не только здесь и сейчас — на этой грешной земле, но и другом свете. Ведь зеркала — это традиционно граница потустороннего, мост между мирами. И кстати, как и другие границы (межа, окно, порог, печная труба, водная поверхность), зеркало считается опасным и требует осторожного обращения. Для русских раскольников зеркало— это вообще вещь запретная, созданная дьяволом.
зеркала
Нууу..как то так :-)))

В Московии тех времен нередко зеркало служило как средством общения с покойными, так и определяло не только нечистую силу (ведьму или колдуна), но и человека с нечистой, двурушной душой.
В этом случае львы кроме показания ярости и/или добра служили еще некой лакмусовой бумажкой, которые определяли что за человек перед ними и человек ли.
rDgFZBGgfaE
Двуглавй орел, 2 льва....Иван Грозный??? Нет - Республика Сербска :-)

Кстати — вот еще вопрос — какой именно лев показывал ярость — обращенный к земщине, или к опричнине? Как вы думаете?
И что вообще считаете по поводу этих странных аллегорий? :-)
Приятного времени суток!
Subscribe
promo eto_fake march 28, 2012 00:37 7
Buy for 10 tokens
Large Visitor Globe Поиск по сообществу по комментариям
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments