Как возник образ Деда Мороза?
Фольклорист Михаил Алексеевский о традиции празднования Нового года и появлении образа Деда Мороза в русской культуре / FAQ
В современной России Новый год, вне всякого сомнения, воспринимается как главный праздник года. Об этом свидетельствуют данные социологических опросов, согласно которым уже несколько десятилетий подряд он с огромным отрывом лидирует в списке любимых праздников россиян. ©
Ещё с Алексеевским
___
Вообще говоря, среди обывателей принято считать, что в наше время праздничные традиции забываются и постепенно выходят из повседневного обихода. Практики отмечания Нового года — это замечательный контрпример, показывающий, что в современном мире праздничные традиции могут бурно развиваться.
Михаил Алексеевский — кандидат филологических наук, руководитель Центра городской антропологии
Отличительной особенностью Нового года является обилие устойчивых обрядовых практик, связанных с его празднованием, — от традиции наряжать елку до ритуального просмотра новогоднего обращения президента и распития шампанского под бой курантов. Огромное значение имеет мифология Нового года, которая воспринимается нашими соотечественниками как «идущая из седой древности», но на самом деле довольно молодая по происхождению.
Собственно, в привычном нам виде традиция празднования Нового года оформилась во второй половине 1930-х годов, отправной точкой стала публикация в газете «Правда» статьи первого секретаря Киевского обкома Павла Постышева «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку», которая была опубликована 28 декабря 1935 года. С этого времени празднование Нового года начинает широко внедряться на государственном уровне, в первую очередь через организацию детских новогодних утренников на рабочих местах. И одним из главных действующих лиц на этих праздниках стал добрый Дед Мороз, раздававший счастливым детям подарки из огромного мешка.
Откуда взялся этот необычный мифологический персонаж? И почему много десятилетий подряд он является символом детской веры в чудо? Принято считать, что образ Деда Мороза является фольклорным по происхождению, однако это не совсем так. Действительно, в сказочном и обрядовом фольклоре восточнославянских народов встречается Мороз как мифологический персонаж, однако он совсем не похож на доброго бородатого дедушку, который дарит детям подарки. Напротив, подарки принято дарить Морозу, чтобы оградить себя от его гнева. Специальный ритуал кормления Мороза был популярен у восточных славян перед Рождеством: хозяин дома выносил на улицу ложку киселя и говорил: «Мороз, мороз, иди кисель есть». После этого, задобрив злого Мороза, крестьянин просил его не бить овес и другие посевы. Собственно, именно этот демонический фольклорный персонаж оказал влияние на образ злого Мороза из поэмы Некрасова «Мороз, Красный нос» (1863).
Привычный нам добрый Дедушка Мороз по своему происхождению скорее восходит не к фольклору, а к детской литературе XIX века. Этапы становления его образа подробно описаны в монографии Елены Душечкиной «Русская елка: история, мифология, литература» (2002). Первым появлением «доброго Мороза Ивановича» в русской культуре стали «Детские сказки дедушки Иринея» В. Ф. Одоевского, хотя там действие происходит не на Новый год, а весной, так что главный герой вынужден прятаться от тепла в колодце. Впоследствии Мороз в виде доброго волшебника начал появляться и в других детских литературных произведениях. Параллельно к концу XIX века все большую популярность в городских семьях стала получать традиция украшения рождественской ели, вокруг которой начинала формироваться псевдофольклорная мифология. Пытаясь ответить на детские вопросы, откуда в доме берется елка и подарки под ней, взрослые нередко объясняли, что ее из леса приносит «рождественский дед». Изображение деда стало популярной елочной игрушкой, что способствовало развитию мифологии, связанной с ним.
Впрочем, таинственный дед, приносящий елку и подарки, не сразу получил название Деда Мороза. В разные эпохи он пользовался популярностью под разными именами: «старый Рупхерт» (влияние немецкой рождественской традиции), «елочный дед», «святочный дед», «Ёлкич», «Морозко», однако к началу XX века окончательно утвердился самый популярный вариант названия рождественского волшебника — Дед Мороз. В 1910-е годы Дед Мороз начал появляться и в виде участника новогодних утренников, однако вскоре у доброго волшебника возникли серьезные проблемы: в середине 1920-х годов в рамках государственной антирелигиозной компании рождественские традиции, включая елку и Деда Мороза, были объявлены идеологически вредными. Елена Душечкина в своей книге приводит стихи из детского песенника 1927 года, где описывается диалог между пионерами и Дедом Морозом, которого они поймали в сети и гневно обвиняют в религиозной пропаганде («Детям ты втирал очки, говоря о Боге. Только мы не дурачки — С нашей прочь дороги!»).
Когда во второй половине 1930-х годов празднование Нового года начинают продвигать на государственном уровне, Дед Мороз полностью реабилитируется и становится главным героем праздничных утренников, активно появляется в детской литературе. Именно в это время его неизменной спутницей становится Снегурочка, чей образ также имеет не фольклорное, а литературное происхождение. Снегурочка как рождественский персонаж не успела полноценно развиться до революции, оставаясь лишь популярной елочной игрушкой, однако на советских новогодних утренниках стала обязательным персонажем; впрочем, в 1960-е годы на кремлевских елках ее иногда заменяли космонавтом.
Семейные новогодние традиции заботливо передаются из поколения в поколение, так что созданные в советское время новогодние традиции оказались исключительно устойчивыми. До сих пор дети по всей России верят в существование Деда Мороза и ждут встречи с ним на новогодних утренниках или у себя дома. Если раньше роль Деда Мороза обычно исполнял кто-то из родственников, то теперь поздравление детей «добрым Дедушкой» возможно и через специальные фирмы, предоставляющие подобные услуги. Дед Мороз оказывается не только персонажем семейной мифологии, но и популярным медийным героем, появляясь в мультфильмах, фильмах, рекламных роликах. Здесь ему приходится вести конкуренцию с популярным на Западе Санта-Клаусом, однако пока можно констатировать, что добрый Дедушка Мороз успешно противостоит глобализации, неизменно оставаясь любимым новогодним героем для нескольких поколений российских детей.
© «ПостНаука», 2 января 2017
Community Info