mamlas (mamlas) wrote in eto_fake,
mamlas
mamlas
eto_fake

Умягчилась ли Русь во Христе, или Крещение не по наитию, но геополитики для... / К 1030-летию

Ещё Русь и христианство здесь, здесь и здесь

Почему Крещение есть поставленная задача
Которую нужно исполнить / Сюжет «Вера и современный мир»

Сегодня, 28 июля по Новому стилю, совершается память равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси. ©

Ещё о Владимире-крестителе


Репродукция образа Кн. Владимира с иконы современного художника

1030 лет назад киевский князь выбрал Православное исповедание в качестве религии своего двора, и следовательно, государства, начав со столицы.

Историческое описание «выбора веры» князем довольно известно, приводить здесь мы его не станем. Не станем и подвергать сомнению достоверность того, что всё происходило именно так, как описано. Это всего лишь схема, общий набросок, в котором данный выбор правильной веры и отвержение негодных происходит по каким-то внешним, третьестепенным признакам. Возможно даже выдуманным летописцем, «смоделированным» из отдельных несвязанных или сильно отстоящих по времени друг от друга событий, так как принятие христианства Владимиром было очевидно политически мотивированным в первую очередь, а епархия в Киеве уже сто лет как была основана и функционировала.

Имела ли там место сильная религиозность, внезапно нахлынувшая на князя во время принятия крещения им самим и киевлянами, мы не знаем. Возможно, почему бы и нет. Византийская империя, из рук которой киевская власть была крещена, на тот момент испытывала трудности, самочувствие ее было неважным и она пыталась окружить себя союзниками. Церковь к тому времени еще не была окончательно расколота на Восток и Запад, но впоследствии полученные именно от византийской государственности титулы позволили в дальнейшем считать развитие на Руси и в России Церкви в русле Православия.

Возможно, благодаря миссионерской пассивности греков, которая вообще стала свойственна православию, Церковь в России была по большому счету предоставлена сама себе. Статус в Константинополе она имела самый, пожалуй, низкий, из «центра» сюда приезжали единицы научить грамоте, зодчеству, привить некоторое культурное влияние, но вообще грекам до Русской Церкви было мало дела. Русская Церковь как-то «держалась православия» сама собою. Без особого контроля со стороны. Церковный раскол середины XVII века, кстати, показал, что русский обряд был очень долгое время автономен, не эволюционировал вслед греческому и имел на тот момент целью подтянуть Русскую Церковь до уровня состоявшихся у греков за прорву веков эволюционных изменений в мелочных обрядовых формах и богослужении.


Василий Перов. Первые христиане в Киеве. 1880

То есть держание православия было крепким, разжимали с большим трудом, чтобы после сжать снова и держаться уже по-новому так же крепко. Но грекам всё это время было решительно всё равно, кто как крестится и служит службы. Русь — Россия была далеко, в снегах, окруженная медведями, степями и болотами. «Отмиссионерить» заново больше пытались с Запада, но уж не тут-то было. Это, кстати, отлично показывает, что излишняя активность в делах «духовных» больше идет во вред и что чем меньше контроля, тем крепче стояние. А православие народам России в целом пришлось по душе, в большей степени эстетически, культурно.

Двоеверие, которое принято относить к народным формам религии, не особо-то и порицалось, и со временем заняло свое почетное место на периферии православной традиции. Усугублялось это тем, что, начиная с какого-то времени, «высшее» православие совсем улетело от реальности, сделавшись неисполнимым. О чём оно не перестает по сию пору и сообщать. Громкое именование события — «Крещение Руси» — у многих создает неверное представление о том, что начиная именно с этого события и пошла именно Русь креститься, и что еще «выбор» у Владимира мог быть и другим.

То есть представляется, что, не будь этого «выбора», всё могло бы быть и не так. Так не бывает. Император Константин в свое время «выбрал» христианство по той причине, что оно уже крепко наседало на империю, было активным и влиятельным. Христианству как социальному носителю Благой Вести «выбор» его в качестве государственной религии был не нужен и по большому счету вреден. Христианство в основе своей не политическая религия — это, как уже сказано, социальный носитель закваски Благой Вести, которой чужды, а точнее параллельны коренные атрибуты государства: закон и принуждение. В основе христианства создание и существование «параллельного» общества, «Церкви Моей», по выражению Христа, где ни закон, ни принуждение не нужны для управления, как не нужно и само управление, где зло не совершается не из страха наказания, а по благодати, благорасположению.


Иван Эггинк. Великий князь Владимир выбирает веру. 1822

Христианство в основе не противится закону, а равнодушно к нему. По этой причине выражение «христианское государство» неточно и двусмысленно. Оно может означать, что власть берет христианство под свою защиту от стороннего насилия над ним, с одной стороны. И, с другой стороны, берет на себя смелость минимизировать влияние аппарата насилия и уменьшить зависимость от «центральных» законов. И в том, и другом случае речь может идти лишь о «христианизации» государства. На практике же государство просто берет под опеку религию и всячески способствует насаждению повсюду ее культов, объявляя ее «государственной», позволяя ей развиваться под своей плотной опекой.

Если бы даже в таких условиях Церковь или Церкви повсюду успешно осуществляли свою миссию, то это эволюционно приводило бы к отмиранию репрессивных государственных институтов, снижению бремени законов, смягчению нравов. Однако мы видим, что исторически всё это случалось без активного участия христианских Церквей и часто даже вопреки этой активности. Вместо ожидаемого «отмирания государства» происходит «отмирание Церкви», влияние ее снижается, бремя законов повсюду растет, нравы если и смягчаются, то весьма поверхностно, больше благодаря сытости и изобилию, чем изменению человеческого сознания. Зло принимает всё более изощренные и лукавые формы.

Однако заданные Христом для Своих учеников цели никаких «реформ» на небе не претерпевали, не эволюционировали, остались всё теми же. Они неизменны, поскольку естественны, чаемы, ждут своего исполнения. И своих исполнителей. Особенно в тех странах, где «крещение», то есть прилюдное обещание исполнить заповеданное, состоялось. Эта ответственность продолжает лежать на потомках, в первую очередь тех, кто «крещен».

Игорь Бекшаев
ИА «Regnum», 28 июля 2018

Tags: агитпроп и пиар, ватикан и папа римский, вера, версии и прогнозы, внешняя политика и мид, геополитика и территории, государство, даты и праздники, двойные стандарты, дискуссии, древний мир, европа, заговоры и конспирология, идентификация, идеология и власть, история, католики и Ко, колониализм, культура, манипулирование, менталитет, мифы и мистификации, мнения и аналитика, наследие, независимость и суверенитет, нравы и мораль, правители, православие, религии, русские и славяне, русский мир, русь, рюриковичи, современность, средневековье, стратегия, турция и византия, факты и свидетели, христианство, цивилизации, эпохи, юбилеи, язычество
Subscribe
promo eto_fake march 28, 2012 00:37 7
Buy for 10 tokens
Large Visitor Globe Поиск по сообществу по комментариям 2leep.com
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments