Константинополь максимально задрал ставки по Украине
Требуй больше – что-то да получишь / Сюжет «Религиозные конфликты на Украине»
Константинопольский патриарх Варфоломей вновь обозначил свои претензии на Украину. Как сообщают греческие и украинские издания, сделал он это во время выступления на панихиде по почившему митрополиту Пергийскому Евангелу (Галанису). ©
Ещё форумы Православия здесь и здесь, в т.ч. Украина
У патриарха Варфоломея своя история
Украинское агентство Укринформ так цитирует слова патриарха:
«Пусть не забывается, что Константинополь никогда не выдавал разрешения передавать территории Украины любому, кроме права хиротонии киевского митрополита в Москве на условиях его избрания соборно в Киеве на местном Соборе и при безусловном упоминании вселенского патриарха. Это сказано в томосе об автокефалии, что Мать-Церковь даровала Польской церкви: «Наш Престол не признал отделения Киевской митрополии и зависимых от нее православных Церквей Литвы и Польши и их присоединения к Московской церкви, что было осуществлено против канонов, и не были соблюдены права киевского митрополита, который носил титул экзарха Вселенского престола».
Речь идет об автономной Киевской митрополии в составе Константинопольского патриархата. В 1686 году константинопольский патриарх Дионисий IV и Священный синод издали томос о передаче ее в каноническое ведение московского патриарха. Обстоятельства издания этого акта до сих пор вызывают споры как среди ученых, так и среди церковных и политических деятелей. Они стихали, пока были сильны Российская империя и Советский Союз, и активизировались, когда наше государство слабело. Сегодня Фанар вновь делает заявку на то, чтобы решать судьбы украинского православия, а учитывая, что Киевская митрополия появилась еще до Брестской унии, то косвенно все это задевает и местных греко-католиков. Константинополь выдвигает в качестве аргумента тезис о временной передаче Киевской митрополии под покровительство Русской православной церкви. Московская патриархия в свою очередь парирует, что отдавали навечно.
Дионисий IV
Каждая из сторон выдвигает свои доказательства. Но окончательный вердикт, видимо, будет вынесен после того, как станет понятно, кого в этой ситуации поддержит православный мир — Фанар или Москву. Представители Константинопольского патриарха объезжают Православные церкви, чтобы после консультаций с ними 9 июля прибыть в Россию. В минувшие выходные они побывали в Румынском патриархате, втором по величине после Московского. Информации о переговорах на сайте Румынской православной церкви нет, равно как — если верить информационным агентствам — делегация Фанара не принимала участие в утренней литургии (1 июля) с патриархом Даниилом. Однако многое, на наш взгляд, будет зависеть от позиции Украинской православной церкви Московского патриархата, единственной каноничной в отличие от непризнанных Украинской православной церкви Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви.
Напомним, что в 20-х числах июня делегация УПЦ МП побывала в Стамбуле, где ее принял патриарх Варфоломей. Как ранее сообщало ИА REGNUM, по итогам аудиенции митрополит Бориспольский и Броварский Антоний, управляющий делами УПЦ МП, заявил: «Встреча была долгой и откровенной, каждый говорил о своем видении ситуации на Украине и не только в ней, потому что расколы существуют не только в Украинской православной церкви, но и во многих поместных православных Церквах, и мы должны искать те пути, которые помогут вылечить эти расколы… Мы видим, что желание константинопольского патриарха, то есть той Церкви, от которой мы получили крещение, помочь в этом вопросе». В итоге складывалось впечатление, что УПЦ МП попросила Константинопольский патриархат о «вмешательстве извне». Вскоре после этого, 25 июня, в Киево-Печерской лавре прошло архиерейское совещание. В ходе его обсуждался вопрос «готовности Константинопольской православной церкви предоставить томос об автокефалии Православной церкви на Украине и возможности легализации украинских раскольников». И далее:
«Имеющийся канонический статус вполне достаточен для того, чтобы Украинская православная церковь плодотворно совершала свою миссию среди народа Украины. Попытки изменить этот статус приведут только к ограничению прав и свобод, которыми наделена наша Церковь, имея права широкой автономии».
Вход в храм Святого Георгия в Фанаре
Однако уже 26 июня, выступая на заседании Межпарламентской ассамблеи православия в Афинах, глава представительства УПЦ МП при международных европейских организациях епископ Барышевский Виктор отметил, что его Церковь «не выступает категорически против идеи автокефалии», а настаивает на «первоочередном возвращении в лоно признанной всем вселенским православием канонической Церкви тех наших братьев и сестер, которые откололись от нее, что откроет возможность для дальнейшего серьезного обсуждения будущего канонического статуса единой Православной церкви на Украине». То есть вопрос в том, под чьим патриаршим омофором, константинопольским или московским, будет идти процесс возвращения «раскольников».
Сегодня УПЦ МП по факту и канонам пребывает в единстве с РПЦ, чего не может не знать Константинопольский патриархат. Но при этом мы видим заявления, доносящиеся оттуда, о непризнании «отделения Киевской митрополии и зависимых от нее православных Церквей Литвы и Польши и их присоединения к Московской церкви». Похоже, что Фанар решил максимально повысить ставки накануне переговоров с Русской православной церковью. Не исключено, что Константинополь выразит готовность отступить от Украины — ведь он не отрицает «право» совершать «хиротонию киевского митрополита в Москве» — взамен на что-то другое. Ситуация может проясниться после 9 июля, и диалог ожидается тяжелым.
Патриарх Варфоломей и его дары
Фанар перехватывает инициативу в церковном вопросе на Украине
Почему УПЦ МП попросила «вмешательства извне»? / Сюжет «Религиозные конфликты на Украине» / июнь, 2018
Интрига с заявленным президентом Украины Петром Порошенко желанием добиться создания в стране Единой поместной православной церкви (ЕППЦ), о чем он заявил 17 апреля сего года, начинает приобретать новый оборот. ©
Напомним основные контуры этой запутанной истории. Порошенко призвал поддержать его инициативу церковных лидеров, а также депутатов Верховной рады Украины, попросив их обратиться к константинопольскому патриарху Варфоломею с соответствующим обращением. Парламентарии проголосовали «за» 19 апреля. Со стороны религиозной в проекте на стороне Порошенко приняли активное участие непризнанные Украинская православная церковь Киевского патриархата и Украинская автокефальная православная церковь. Против — Украинская православная церковь Московского патриархата в общении с Русской православной церковью, единственная каноничная на Украине и признанная как в православном, так и в католическом мире.
Уже тогда озабоченность некоторых наблюдателей вызывало то, что в этой ситуации в определении судеб украинского православия ключевую роль получал Константинопольский патриархат, который формально не имеет отношения к церковным структурам на Украине. В отличие от Московского патриархата. Однако все выглядело так, что РПЦ выведена из процессов и является чуть ли не внешним наблюдателем. Конечно, это было не совсем так. Но тем не менее Фанар развил бурную внешнеполитическую деятельность. Его эмиссары посетили большинство Православных церквей с целью прояснения их позиций. Ведь на примере перспектив предоставления украинским православным «независимости» создавался важнейший прецедент того, как и кто в принципе может создавать автокефальную Церковь. И было ясно, что в ходе решения данной проблемы появятся определенные боковые сюжеты, а декларируемые одни цели заменятся на другие. Так и вышло.
Дымовая завеса. Порошенко / Карикатура: Александр Горбаруков
На днях в Стамбул отправилась представительная делегация «потерпевших» — УПЦ МП, в которую вошли митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион, митрополит Каменец-Подольский и Городокский Феодор и управляющий делами УПЦ МП митрополит Бориспольский и Броварский Антоний. Их принял патриарх Варфоломей. Как сообщает информационно-просветительский отдел УПЦ МП, со стороны Фанара присутствовавший митрополит Галльский Эммануил отметил, что Константинопольский патриархат «никогда не переставал и продолжает интересоваться вопросом решения церковной проблемы, которая существует на Украине, для установления мира, примирения и сотрудничества всех групп в государстве на ее благо». В свою очередь митрополит Антоний подчеркнул, что «целью встречи было донести объективную информацию о тех проблемах, которые существуют в украинском православии, а также услышать от самого патриарха о том, что активно говорят в СМИ», а именно о «якобы желании» Варфоломея «даровать томос об автокефалии».
Однако далее со стороны управляющего делами УПЦ МП последовало: «Встреча была долгой и откровенной, каждый говорил о своем видении ситуации на Украине и не только в ней, потому что расколы существуют не только в Украинской православной церкви, но и во многих поместных Православных церквах, и мы должны искать те пути, которые помогут вылечить эти расколы… Мы видим, что желание константинопольского патриарха, то есть той Церкви, от которой мы получили крещение, — помочь в этом вопросе». Связав одно с другим, можно прийти к следующим выводам. На наш взгляд, на встрече в Стамбуле произошла подмена понятий. Вопрос предоставления автокефалии заменили на проблему «уврачевания раскола». Но этим совсем недавно уже пытался заниматься Московский патриархат. Напомним, что в ходе Архиерейского собора РПЦ, который состоялся в конце ноября прошлого года, было оглашено, что патриарх Московский и всея Руси Кирилл получил письмо от главы УПЦ КП патриарха Филарета, в котором «содержится просьба о восстановлении евхаристического и молитвенного общения с христианами, состоящими в украинском церковном расколе, и об отмене «всех решений, в том числе о прещениях и отлучениях».
Филарет / Карикатура: Александр Горбаруков
Архиерейский собор «для ведения дальнейших переговоров с отделившимися от церковного общения» учредил комиссию. Но буквально сразу же после этого Филарет выступил в Киеве на пресс-конференции и дезавуировал желание залечить раскол. А после инициативу начал перехватывать Фанар. В июне этого года патриарх Варфоломей заявил, что «когда один из братьев наших характеризуется как раскольник или еретик, а тем более целый многомиллионный народ находится вне канонической Церкви, тогда мы призываемся незамедлительно к духовному пробуждению и апостольскому бодрствованию», подразумевая украинский вопрос. Это вызвало резкую реакцию главы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополита Илариона (Алфеева). В интервью порталу «Интерфакс-Религия» он отметил: «Удивительно услышать с церковной кафедры, что на Украине якобы целый многомиллионный народ находится вне церковной истины и каноничности, а потому нуждается в срочном вмешательстве извне».
При этом глава ОВЦС напомнил, что на Украине уже есть законная и признанная УПЦ МП. Но теперь получается, что эта каноничная Церковь сама попросила Константинопольский патриархат о «вмешательстве извне». Конечно, мы не думаем, что перед этим между Киевом и Москвой не было согласований и переговоров. Однако процесс, что называется, пошел, и неизвестно, к чему он в итоге приведет. В любом случае ныне видно одно: Фанар получил право «второго ключа» в отношении УПЦ МП, а введенное им понятие «Матерь-Церковь» для украинского православия начинает обрастать плотью и становится важным фактором повестки дня.
Станислав Стремидловский
ИА «Regnum», 25 июня - 2 июля 2018
ИА «Regnum», 25 июня - 2 июля 2018
Community Info