Поисковики в России: «Яндекс оказался даже менее патриотичным, чем Google»
«Информационная политика всегда шла вразрез и с государством, и с интересами общества» / Сюжет «Информационная война против России»
Информационная политика российских поисковых систем идёт вразрез с интересами государства и общества. ©
Ещё «Не верь Яндеху!» и ещё в Изборском клубе здесь и здесь
Яндекс. Лжеистория России / Коллаж: Иван Шилов
Как передаёт корреспондент ИА REGNUM, об этом 1 июня заявил директор Института динамического консерватизма, заместитель председателя Изборского клуба Виталий Аверьянов на круглом столе «Информационный суверенитет и диктатура интернет-монополий».
«Если конкретно про Яндекс говорить, он, конечно, менялся исторически в зависимости от смены собственника. Но что бросается в глаза — что как поисковик он безусловно содержит определённые алгоритмы отбора, в особенности это касается новостей. Фильтр этот имеет серьёзную идеологическую и, возможно, коммерческую подоплёку», — заявил Аверьянов.
При этом в настоящее время в России эти два аспекта крайне слабо различаются — кто больше заплатил, тот и становится заказчиком идеологического решения, отметил он.
«Всегда бросалось в глаза, что у Яндекса была своя политика — не как у поисковика, а как у СМИ. И эта политика всегда шла вразрез и с государством, и с интересами общества. Она была своеобразной. Её можно назвать условно олигархической, прозападной. В этом смысле он мало изменился даже и сейчас», — указал Аверьянов.
«Эти два момента — поисковые фильтры, собственная новостная политика, ну и политика в области сетей. Изменились параметры поиска в сетях. Если раньше, лет 8 назад, он был лучше и удобнее (аналогов), можно было многое найти в российских сетях, то сейчас это делать гораздо сложнее. Может, это какие-то объективные трудности, но это есть», — добавил он.
Получается, что российская по формальным признакам компания по существу российской не является. Впрочем, аналогичная проблема наблюдается и с Mail.ru, огромный вес в российском информационном пространстве имеют филиалы заграничных компаний.
«Политика лайков и дизлайков, искусственных накруток — нужно разбираться, кто выступает субъектом. Дефицит российского видеохостинга, точнее, его отсутствие — вопиющая проблема. В случае обострения холодной войны большая часть соцсетей, главный видеохостинг, большинство поисковиков будут работать против», — отметил эксперт.
В свою очередь, шеф-редактор Аналитической редакции ИА REGNUM Юрий Баранчик заявил о том, что, как следует из опыта, российские компании действуют даже менее «патриотично», чем транснациональные.
«Мы продвигали патриотический контент, и самое интересное оказалось в том, что Google, при всех вопросах к этому контенту, в ходе обсуждения всё-таки дал возможность продвижения, и мы смогли в ходе президентской кампании этот контент двигать. А вот компания Яндекс, несмотря на все переговоры, отказалась это делать категорически», — заявил Баранчик.
«Google хотя и американская система, но она играла по каким-то понятным правилам. А Яндекс, который считается российским поисковиком, не захотел играть вообще», — резюмировал он.
1 июня в пресс-центре проходит круглый стол «Информационный суверенитет и диктатура интернет-монополий» по итогам экспертной встречи, проведённой Изборским клубом и ИА REGNUM. Эксперты обсудили пути выхода из тупиков информационной монополизации и глобализации, а также возможности российского государства для защиты своего суверенитета и исправления сложившегося дисбаланса в сфере информации.
Несуществующая улица в Калининграде — Биржевая / Иллюстрация: Yandex.ru/maps
«Яндекс» вернул калининградской улице немецкое название
Общественники обратились к мэру Калининграда с просьбой образумить поисковую систему / Сюжет «Кёнигсбергизация» Калининградской области»
Поисковая система «Яндекс» вернула в Калининграде немецкое название улице. Топографическое самоуправство, по всей видимости, является продолжением громкого идеологического скандала в российском эксклаве. ©
Дело в том, что весной 2018 года на деньги Сбербанка в Калининграде был построен новый сквер, расположившийся у Дома культуры моряков. Была выдвинута идея присвоить месту отдыха имя — Биржевой (в германский период в этом здании располагалась Кёнигсбергская фондовая биржа).
Инициатива, фактически поддержанная региональным правительством, была негативно воспринята патриотическим сообществом Калининграда. Несколько общественных организаций прислали на имя губернатора Антона Алиханова письма с просьбой отказаться от названия Биржевой сквер. В частности, Союз участников Великой Отечественной войны и ветеранов ВМФ Калининградской области просил увековечить память Героев-моряков Балтики.
Сегодня, 6 июня [2018 года], сквер будет официально открыт, при этом ленточку перережет руководитель Сбербанка Герман Греф (вместе с Алихановым). Ожидается, что на церемонии чиновники официально озвучат имя новому скверу.
Тем временем «Яндекс» уже именовал место отдыха в «Биржевой сквер». Более того, ресурс переименовал часть Старопрегольской набережной в «улицу Биржевую». У немцев этот участок дороги назывался Börsen Straße, то есть, по сути, интернет-система запустила процесс топонимической реституции в Калининграде.
Сегодня руководитель общественной организации «Русская община Калининградской области» Максим Макаров обратился к мэру Калининграда Алексею Силанову с просьбой вмешаться в ситуацию.
«Прошу Вас официально обратиться в компанию «Яндекс» с требованием исправить недостоверную информацию в «Яндекс-картах» о наличии на территории городского округа «Город Калининград» Биржевой улицы и Биржевого сквера, а также лично (или через своих сотрудников) опровергнуть наличие таких официально и окончательно утверждённых топонимов», — говорится в обращении.
ИА REGNUM напоминает, что в кёнигсбергской бирже в годы преступного Третьего рейха работал нацистский патронный завод. После разгрома фашистской Германии частично разрушенное здание биржи было отреставрировано и передано советской властью под Дом культуры моряков.
Мэр Калининграда Алексей Силанов с ветеранами
Мэрия Калининграда предъявила претензию «Яндексу» за возврат немецкой улицы
Обещали исправить / Сюжет «Кёнигсбергизация» Калининградской области»
Мэрия Калининграда предъявила претензию поисковому сервису «Яндекс» за возвращение на карту Калининграда немецкого названия улицы. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщил руководитель общественной организации «Русская община Калининградской области» Максим Макаров, продемонстрировав переписку с мэром Калининграда Алексеем Силановым. ©
Напомним, накануне стало известно, что «Яндекс» переименовал часть Старопрегольской набережной в Калининграде в «улицу Биржевую». Именно так — Börsen Straße — назвался у немцев этот участок дороги.
На просьбу общественника отреагировать мэр Калининграда написал:
«Еще два дня назад моим заместителем Крупиным направлена в «Яндекс» информация о том, что таких наименований в городе не существует. Обещано исправить».
Корреспондент ИА REGNUM дополняет, что пока поисковый ресурс продолжает распространять ложную информацию.
Напомним, всплеск топонимической реституции в Калининграде произошел в конце 80-х годов. Тогда — в 1989 году — горсовет переименовал улицу Жданова (в память о первом секретаре Ленинградского обкома и горкома ВКП (б) во время немецко-фашистской блокады Ленинграда Андрея Жданова) в улицу немецкого композитора Брамса. До войны эта улица в Кёнигсберге носила название Brams Straße.
Также тогда улице Музейной в Калининграде было возвращено немецкое имя Bessel Straße (в русском варианте — улица Бесселя, немецкого астронома).
© «REGNUM», 1-7 июня 2018
Community Info