«Не праздновать с иудеями»: как Песах стал Пасхой
Почему даты иудейского Песаха и католической и православной Пасхи не совпадают
Почему иудеи, православные христиане и католики празднуют Пасху в разные дни и каковы пасхальные традиции разных религиозных течений, разбиралась «Газета.Ru». ©
Ещё о Пасхе здесь и здесь
Производство мацы в Иерусалиме, 2006-й год
Каждый год иудеи отмечают Песах — праздник, знаменующий цепь событий, в ходе которых евреи покинули Египет. В 2018 году он празднуется с вечера 30 марта по 7 апреля.
С Песахом поздравил российских евреев президент Владимир Путин, отметив, что праздник «обращает верующих к непреходящим духовно-нравственным ценностям иудаизма, идеалам добра и справедливости».
Согласно Торе и Библии, род Иакова-Израиля, прародителя евреев, из-за голода покинул Ханаан (ныне — территория, поделенная между Сирией, Ливаном, Израилем и Иорданией) и переселился в Египет. Там израильтяне жили 430 лет, и за это время их численность значительно возросла, превысив численность египтян. Новый фараон, опасаясь конфликтов с евреями, приказал изнурять их тяжелой работой в надежде сдержать рост их числа. Однако это не помогло. Тогда фараон велел убивать новорожденных израильских мальчиков.
В это время родился будущий еврейский пророк Моисей, и его мать, спасая младенца, положила его в просмоленную корзину и пустила по водам Нила. Младенца нашла дочь фараона и взяла в свой дом.
Повзрослевший Моисей однажды встретил надсмотрщика, избивавшего израильтянина. В гневе Моисей убил надсмотрщика и, опасаясь наказания, сбежал из Египта. Он поселился в землях мадианитян, полукочевого народа, обитавшего на Синайском полуострове и на северо-западе Аравии от Моава (запада Иордании) на севере до Красного моря на юге. Там он женился на дочери местного вождя и жреца и занялся выпасом скота.
Однажды, когда Моисей пас стадо, он увидел терновый куст, который горел, но не сгорал. Когда Моисей подошел к кусту, Бог воззвал к нему из горящего куста, призвав вывести народ Израиля из Египта в Обетованную землю — Ханаан. Когда Моисей вернулся в Египет и потребовал у фараона отпустить израильтян, тот отказался. Тогда Бог наслал на Египет десять казней — сначала вся вода в Ниле, других водоемах и емкостях превратилась в кровь, затем Египет заполонили жабы, полчища мошек, «песьих мух» (вероятно, оводов). Вымер скот, тела египтян покрылись язвами и нарывами, на Египет обрушился огненный град, полчища саранчи уничтожили всю растительность, затем на Египет опустилась тьма. И, наконец, в одночасье погибли все первенцы — от сына фараона до скота.
Следует отметить, что все эти события теоретически могли иметь место в истории и имеют вполне научное обоснование — «казни» могли быть запущены цветением водорослей Physteria, которые привели к характерному покраснению воды, а испускаемые ими токсины вызвали гибель рыбы и массовое бегство жаб, популяция которых резко возросла, так как рыба перестала пожирать икру. Из-за гниения рыбы появились мухи, которые переносили инфекцию, вызвавшую гибель скота. «Огненный град» был вызван извержением вулкана, к которому в Библии есть и другие отсылки. Тьма была следствием песчаной бури или извержения вулкана. Дети и скот, очевидно, погибли из-за поразившего запасы зерна токсичного грибка, принесенного саранчой. По традиции, первыми питались старшие сыновья — им и досталась порция токсичного зерна. Среди скота к кормушке пробивались старшие, сильные животные, что привело к тому же эффекту.
Также, согласно Торе и Библии, казни не затронули евреев. Это объясняется тем, что евреи селились вдали от крупных египетских городов и, во-первых, имели независимые запасы пищи, а, во-вторых, питались преимущественно мясом и молоком.
Древние предания, впрочем, предлагают иное объяснение. Согласно им, перед последней казнью Бог повелел евреям заколоть ягнят, зажарить их мясо, а их кровью пометить дверные косяки. Отсюда и название праздника: Песах образовано от «пасах», что с иврита переводится как «проходить мимо».
В христианство слово «Пасха» пришло через арамейское «писха». Из арамейского название попало в греческий язык, затем в латынь, а далее уже распространилось в европейских языках.
Хотя христианская Пасха имеет те же корни, значение праздника сильно отличается. Если Песах празднуется как освобождение евреев от рабства, то Пасха связана с воскресением Иисуса Христа из мертвых. В Новом Завете описана Тайная вечеря, последняя трапеза Христа с двенадцатью ближайшими учениками, во время которой он предсказал предательство одного из них и установил главное таинство христианской веры, Евхаристию — обряд освящения хлеба и вина и последующего их употребления. Они символизируют плоть и кровь Христа.
Вскоре Христос был распят.
В христианском понимании, как Бог освободил евреев от египетского рабства, так и христианин освобождается от рабства греха посредством смерти и воскресения Иисуса Христа.
В иудаизме и христианстве различается подсчет даты, когда начинается Песах и Пасха. Песах начинается в четырнадцатый день месяца нисана по еврейскому календарю — примерно в марте-апреле по григорианскому. В основание всего еврейского календаря положено определение первого новолуния, которое, по еврейским вычислениям, имело место в понедельник 7 октября 3761 года до н. э. Еврейский календарь — лунно-солнечный, поэтому каждая календарная дата всегда приходится не только на один и тот же сезон года, но и на одну и ту же фазу луны. Также существует шесть разных продолжительностей года, от 353 до 385 дней. Месяцы начинаются только в новолуние, Песах — всегда в полнолуние в начале весны.
Дата Пасхи в православной традиции определяется в соответствии с Седьмым апостольскими правилом ( «Аще кто епископ или пресвитер, или диакон святый день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет, да будет извержен от священного чина»), правилом Первого Вселенского Собора 325 года в городе Никее («Признано целесообразным, чтобы праздник этот отмечался всеми в один и тот же день повсюду… И поистине, прежде всего, всем показалось чрезвычайно недостойным то обстоятельство, что в праздновании этого святейшего торжества мы должны придерживаться обычая иудеев…» ) и Первым правилом Антиохийского поместного Собора о времени празднования Пасхи.
В 1054 году православная и католическая церкви окончательно разделились.
Сложившаяся к тому времени традиция расчета даты Пасхи в православии была описана в «Алфавитной синтагме» византийского канониста Матфея Властаря: «Относительно нашей Пасхи необходимо обращать внимание на четыре постановления, из которых два содержатся в апостольском правиле, а два ведут начало из неписанного предания. Первое — мы должны праздновать Пасху после весеннего равноденствия. Второе — не праздновать вместе с иудеями в один день. Третье — праздновать не просто после равноденствия, но после первого полнолуния, имеющего быть после равноденствия. И четвертое — после полнолуния не иначе как в первый день седмицы (то есть в воскресенье)».
В 1583 году в Римско-католической Церкви папа Григорий XIII ввел новую Пасхалию, названную григорианской. Вследствие этого изменился и весь календарь. В ответ на это было принято Определение Константинопольского Собора 1583 года, которое гласит: «Кто следует григорианской Пасхалии безбожных астрономов да будет анафема — отлучить от Церкви и собрания верных».
Таким образом, протестантские и православные церкви решили не руководствоваться календарными «предложениями» папы, другие же католические страны вводили у себя григорианский календарь на протяжении нескольких столетий. В настоящее время в западном христианском мире придерживаются григорианского календаря, и Пасха там празднуется в первое воскресенье после первого полнолуния после дня весеннего равноденствия.
В результате католическая Пасха часто празднуется раньше иудейской или в один день с ней и опережает православную Пасху в некоторые годы более чем на месяц, что противоречит православной традиции.
Различны у иудеев, католиков и православных христиан и пасхальные традиции. Так, у евреев на время праздника действует запрет на пищу, приготовленную в результате брожения (хамец — «квасное»). Перед Песахом все запасы «квасного» в доме ликвидируются. Утром накануне Песаха начинается пост мужчин-первенцев в память о десятой казни египетской и спасении еврейских первенцев. Главное событие праздника — седер, пасхальный вечер. В древности в Песах приносился в жертву ягненок, мясо которого жарилось и съедалось с лепешками из пресного теста (мацой) и горькими травами. Впоследствии жертвоприношения уже не проводились, а жертву символизировало мясо, которое не употреблялось в пищу, но участвовало в ритуале.
Во время седера иудеи читают Песхальную Агаду, сборник молитв, песен и комментариев к Торе, связанных с исходом евреев из Египта. Также они выпивают четыре чаши вина или виноградного сока. Трапеза завершается «афикоманом», специальным блюдом, которым ранее было мясо принесенного в жертву ягненка, а сейчас кусочек мацы, отломленный в начале седера. Именно седером была Тайная вечеря.
У православных христиан одним из традиционных пасхальных угощений стали крашеные яйца.
Этот обычай ведет свое начало со времен императора Тиберия. По легенде, Мария Магдалина, придя в Рим для проповеди Евангелия, поднесла ему первое пасхальное яйцо со словами «Христос Воскресе». Неверующий император воскликнул: «Это так же невероятно, как если бы яйцо стало красным». После его слов яйцо покраснело. Есть и другое вариант истории: капли крови распятого Христа упали на землю, окаменели, приняли вид куриных яиц. А горячие слезы Богоматери оставили на них следы в форме узоров. Символически же пасхальные яйца олицетворяют собой воскресение, так как из яйца рождается новое существо.
В католической традиции крашеные яйца тоже распространены. Также во многих европейских странах популярным пасхальным персонажем стал кролик, который приносит пасхальные яйца. Объяснение этому уходит глубоко в язычество — по легенде, языческая богиня весны Эстра превратила птицу в зайца, но он продолжал нести яйца (поэтому в некоторых языках Пасха называется Easter). Другое объяснение этому феномену более приземленное: когда пасхальным утром дети шли собирать яйца из курятника, они часто находили неподалеку кроликов.
Джотто ди Бондоне. Иисус входит в Иерусалим. XIV век
Вербное воскресенье: мог ли народ, кричавший «осанна», поддержать Христа?
Конец учения / апрель, 2017
Сегодня [9 апреля 2017 года] Вход Господень в Иерусалим — Вербное воскресенье. Христос достаточно демонстративно обставил свое появление в городе, чтобы зрители смогли соотнести это событие с пророчествами о Мессии. ©
Народ, конечно, соотнес как кто мог, побросал ветви пальмовые под ноги весьма скромной процессии: «Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!». В храме этот клич подхватили дети, бегали, кричали, и это очень не понравилось духовному начальству: «Слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?».
Но, как обычно, в итоге все стали ждать, что решит начальство и как вообще будут развиваться события. Начальство все решило и дальше уже был тупик. Становилось очевидно, что ходить, исцелять и учить как прежде Ему больше не дадут, раз уж даже невинные детские крики в храме, продирали начальство до холодного пота, доводили до дрожи в коленках. «Всюду чудился запах картечи, и повсюду кричали «ура». Мерещился заговор, бунт, восстание. Тонкий момент: мог ли народ, кричавший «осанна», поддержать Христа? А как поддержать — оружием? Такая поддержка Христу была не нужна. Вся Его «группа поддержки» была совершенно не воинственной. Единственно у апостола Петра позже чуть нервы сдали, схватился за меч и порезал слегка какого-то служивого. Христос понимал, что учить не дадут и учиться не хотят. Настал некий предел.
Подавляющее большинство ждало Мессию в том виде, как прочли и услышали в комментариях законников. Так сказать, «исторический момент» рисовал Христу перспективу быть сектантом, раскольником, вождем восстания, то есть начать сопротивляться. Или смерть. Выбор невелик. Да и после Христа — у многих ли, понимавших, что тут что-то не так, было много выбора? Как, вы думаете, образовывались в свое время, да и поныне, секты? Большинство из них? Известно, что с Церковью совершенно бесполезно «спорить» словами из Писаний, доказывать, что вот тут на самом деле сказано не то, что религия внедрила в свои практики. Относительно писания и его правильности у Церкви все ходы записаны. На каждую цитату найдется двадцать пять цитат, а поверх всего есть одна цитата — про нее саму, Церковь, и сопровождающие тоже цитаты, что ее понимание самое глубокое, полноценное и окончательное, может вязать и решить, что и как вздумается, и выскочек ставить на место.
Иерусалим. Долина Еннома 1950 год
Если какой-нибудь религиозный горемыка из чрезмерно настырных и не без ума становится не удовлетворен тем, что надо ходить и исполнять, пытается связать концы с концами, то довольно скоро обнаруживает, что тут все очень скользко, начиная с теории, кончая практикой, концы не сходятся. В зависимости от того, насколько глубоко он проник в тему, задумывает для начала помочь ближним и до кучи всей Матери-Церкви, объяснениями, что тут вот местами совсем не очевидно, а местами и вовсе чепуха какая-то вредная, и надо бы подправить, а то у народа когнитивный диссонанс неизбежен.
Таких Церковь начинает сходу смирять. Этапов смирения много, в зависимости от того, насколько клиент упорен. В недалекой древности предпоследний этап был отлучением, а последний ссылкой или даже обобщенно — костром. На ранних этапах бедолагу закидывают самыми авторитетными цитатами и внушением, что он просто не достиг истинного понимания цитат, оттого что не смирен сердцем. Католический мистик Игнатий Лойола, к примеру, это все сразу понял и изначально заявил, что Церковь права во всем — скажет, что черное это белое, стало быть так и есть. По этой причине от него отстали, и дальше он делал и говорил, что хотел.
Но не у всех хватало такой находчивости и сообразительности для решения вопроса о безопасном для себя взаимоотношении с Церковью. Как только давление на них усиливалось, вопреки очевидному, в их души закрадывались сильнейшие подозрения, переходящие в уверенность, что тут сидят одни вредители и антихристы. При том, что сами «вредители и антихристы» были во многом людьми понимающими суть вопроса, которые видели, что новаторские предложения безумца — такой же бред, как и сама доктрина, и если распутывает одни концы, то тотчас завязываются десяток новых узлов, так что правильнее оставить все как есть.
И в те времена, когда Христос проповедовал, все было так же точно. Не все были злодеями, но что может не-злодей? Он может быть либо пассивен, молчалив, себе на уме, либо пойти «качать права». Последний вариант совершенно бесполезный. Если качать непрестанно, докачаешься обязательно до костра или распятия. Или, если есть «поддержка», до конфликта, в котором непременно будут гибнуть люди. Вот именно до этой развилки Христос и дошел в день, который сегодня мы вспоминаем, и на следующее утро, проходя мимо смоковницы, оставил знак того, что все дальнейшее оставляет в руках Отца. Предел Его возможностей продолжить учение был достигнут не по Его вине. Он знал, что Его остановят. И пройти этот барьер посчитал нужным через смерть Свою, но не смерть других.
Игорь Бекшаев
«Газета.ру» / ИА «Regnum», 9 апреля 2017 - 31 марта 2018
«Газета.ру» / ИА «Regnum», 9 апреля 2017 - 31 марта 2018
Community Info