?

Log in

No account? Create an account
 
 
08 Октябрь 2017 @ 16:44
Как князь-антикириллович на своих дарах России «погорел»(?) # Неблагодарность или мошенничество?  
Ещё фальсификации культуры, в т.ч. музеи и музеи

Ошибка нерезидента
В информационном пространстве и соцсетях разгорается скандал по поводу наличия подделок в коллекции князя Лобанова-Ростовского, подаренной им Ростовскому музею

Теперь, если в Интернете набираешь фамилию мецената – выпадает «ростовский кремль», а когда набираешь «ростовский кремль» – выпадает «Лобанов-Ростовский». ©

Ещё ревизионизм Романовых здесь и здесь, в т.ч. о царской семье и Кирилловичах


Князь Никита Лобанов-Ростовский с коллекцией портретов кисти Евгения Шеффера

В ход были даже пущены орудия «главного калибра»: сайт «Радио Свободы» разразился гневными обличительными филиппиками в адрес дарителя. Дарителю припомнили все – и «корыстолюбие», и «неразборчивость» в выборе предметов искусства, и даже предков – «черносотенцев» и «антисемитов». Ни больше, ни меньше.

Год назад, благодаря любезному приглашению Никиты Дмитриевича [Лобанова-Ростовского], я был на открытие той самой выставки в Ростове. После церемонии открытия, когда отгремели аплодисменты и провинциальные журналисты записали интервью дирекции музея и самого виновника торжества на камеры, вся честная компания удалилась на фуршет в монастырские палаты.

Помню, как звучали заздравные тосты в честь Лобанова-Ростовского, особенно усердствовала директор музея – Наталья Каровская. Местная публика льнула к князю, пытаясь запечатлеть свои облик на фоне потомка бывших владетелей Ростова. Казалось, ничего не предвещало скандала, но все же он грянул.

Музей обвинил князя в том, что подаренные им работы русских художников-авангардистов являются фальшивками. Из 15 тысяч предметов несколько полотен вызвали сомнение в подлинности. Минкультуры встал на сторону своего подведомственного учреждения.

Конечно, чисто логически нельзя исключать, что из десятка тысяч предметов искусства, которые Лобанов-Ростовский приобретал на аукционах и у частных коллекционеров, пару из них могли оказаться весьма талантливыми подделками. Их вовремя не смогли распознать ни западные эксперты, которые работают с князем, ни наши искусствоведы.

Ошибиться может любой. Но разве это умаляет достоинства Лобанова-Ростовского, его вклад в сохранение и приумножение русского культурного наследия?

Начиная с 1970-гг. - почти полвека, этот человек дарит - точнее возвращает России ее культурное наследие. Таких примеров в новейшей истории нашей страны практически нет. Работы, подаренные им, хранятся и в ЦГАЛИ, куда он еще в разгар застоя привез архив Сергея Судейкина, и в ГМИИ имени А.С.Пушкина, и в Доме-музее Марины Цветаевой в Москве — продолжать список можно очень долго...

В 2001-х гг. князь на собственные средства создал дом-музей в московских Филях, где некогда находился архив Лобановых-Ростовских. В 2010 году, когда сменился московский градоначальник, князя, мягко говоря, поперли из Филей вместе со всем содержимым музея.

Неутомимый коллекционер решил воссоздать музей на базе Ростовского кремля, так как его предки некогда были удельными князьями в этом городе. «Создание Музея Лобановых-Ростовских безусловно входит в число важнейших направлений деятельности музея-заповедника» - такие вот строки были в письме замминистра культуры еще год назад. И снова осечка.

Главная ошибка нерезидента – гражданина США Лобанова-Ростовского, который в отличие от многих потомков русских эмигрантов тяготеет к своей исторической Родине, это выбор своих контрагентов. Понятно, что без бюрократии никак. Но чиновникам от культуры не под силу оценить масштаб подвижничества и меценатства Никиты Дмитриевича.

Он сильно не похож на новомодных коллекционеров, которые гребут исключительно «под себя». Проблема и в другом – Лобанов известен своей неуживчивостью и некомплиментарностью. Князь неудобен. Я не раз был свидетелем, когда Никита Дмитриевич с присущей ему прямотой рубил правду-матку в лицо высокопоставленным деятелям. Они ежились, краснели, неловко отшучивались.

«Мои реплики не публикуют. А ложь обо мне идет по всем каналам, включая интернет. Это интересно читателям и слушателям. Вот вам и нынешняя Россия» - это уже цитата из личной переписки с Лобановым. Да, всем известно, что нас особенная стать, аршином общим не измеришь.

Но разве это нормально, когда в пылу полемики у нас абсолютно стираются нравственные грани? И профессиональная дискуссия перерастает в кампанию публичной травли пожилого человека?

«Толпа жадно читает исповеди, записки etc., потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как мы! Врете, подлецы: он и мал и мерзок — не так, как вы — иначе». Это уже наше все – Александр Сергеевич Пушкин. Его оценка, прозвучавшая почти двести лет тому назад.

А что, скажите, изменилось?


___
Никита Лобанов-Ростовский / Фото: Петр Кассин

Таких друзей пожалуйте в музей
Ростовский кремль обвинил британского мецената в дарении поддельных картин

Руководство музея Ростовского кремля недавно заявило, что картины художников-авангардистов Ильи Машкова, Александры Экстер и Жоржа Брака, подаренные музею почти год назад британским меценатом, князем Никитой Лобановым-Ростовским, оказались поддельными. Еще два года назад директор лично вручала всемирно известному коллекционеру символические ключи от будущей экспозиции, а теперь публично обвиняет его в подлоге. ©

Впрочем ознакомить общественность с результатами экспертизы, которая могла бы подтвердить эти обвинения, в администрации музея не сочли нужным. Вместо этого музейщики обвинили Лобанова-Ростовского в попытке устроить в историческом особняке собственные апартаменты. Кому выгодна шумиха вокруг подлинности дареных авангардистов и чем объяснить интерес князя к Ростову — разбиралась «Лента.ру».

Неподдельный интерес

Меценат Никита Лобанов-Ростовский предложил передать часть своей коллекции в дар музею еще в ноябре 2011 года. Предложение приняли не сразу, но в марте 2013 года в Ростов Великий начали доставлять многочисленные экспонаты, в том числе предметы мебели. Всего в музей поступило около тысячи предметов — в частности, картины (акварели и рисунки художников-эмигрантов), книжные издания, а также старинные карты России и Европы. Были и произведения декоративно-прикладного искусства из камня, дерева, металла, керамики, ткани и фарфора.

Выставку предметов искусства из коллекции Лобанова-Ростовского открыли в мае 2013 года. Церемония проходила в парадном зале Красной палаты кремля. На открытии коллекционер подарил музею первые два эскиза художницы-авангардистки Александры Экстер. С этого времени меценат регулярно дарил музею части своей обширной коллекции: примерно дважды в месяц в Ростов привозили по два чемодана ценностей. В итоге коллекция музея пополнилась 15 тысячами экспонатов.

Картин и ценностей стало так много, что в 2014 году директор музея Наталия Каровская рассказала о намерении создать в Ростовском кремле филиал музея Лобановых-Ростовских. Разместить коллекцию предполагалось за пределами кремля, в купеческом особняке Шляковых, который нуждался в серьезной реставрации. Князь, в свою очередь, получил символический «золотой ключ» от музея и начал специально закупать картины для будущей выставки. Среди прочего, он собрал в дар музею девять работ русского художника Немухина.


___
Выставка «Дар князя Н.Д. Лобанова-Ростовского» в Ростовском кремле

Спустя полгода появился проект реставрации особняка, затем руководство музея получило 34 миллиона рублей на проведение ремонтно-восстановительных работ. Информация о выделении средств есть на сайте госзакупок. По плану реставрация должна завершиться в 2017 году, однако бурной деятельности на объекте не наблюдается. Сам Лобанов-Ростовский за все это время никакой информации о ходе работ от руководства музея не получил.

«Здание должно быть сдано в октябре, этим летом, по предварительным планам, мы должны были встретиться с директором и решить, как наполнять комнаты. Все, кроме одной — там планировался мемориал бывшего хозяина, купца Шлякова», — рассказал «Ленте.ру» Лобанов-Ростовский. Директор учреждения, в свою очередь, заверяет, что работы идут медленно потому, что музей «не может бросить все и заниматься только коллекцией Лобанова-Ростовского».

«У князя эмоциональное отношение к коллекции, у нас — профессиональное. Предоставленные нам дары не представляют собой цельной коллекции», — говорила Каровская в беседе с «Известиями» год назад.

Несмотря на неопределенность со сроками открытия экспозиции, в 2016 году коллекционер презентовал музею еще три картины: авангардистов Ильи Машкова, Александры Экстер и Жоржа Брака. Стоимость каждой оценивается в сотни тысяч долларов. Именно они были объявлены подделками. В музее подчеркнули, что работы получили негативные отзывы экспертов, впрочем, не указав, кем именно и когда проводилась экспертиза. Администрация уверяет, что были проведены также дополнительные исследования, отрицающие подлинность полотен. Но на официальном сайте музея говорится, что отчеты экспертов до сих пор не получены.

Неблагодарное дело

Никита Лобанов-Ростовский — прямой потомок Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха. Однако детей у князя нет. Единственное его детище — эта коллекция. На Ростов Великий, по словам Лобанова-Ростовского, выбор пал по родственным мотивам: предки мецената княжили в этом городе.

«Лента.ру» обратилась к князю за комментарием по поводу случившегося, в ответ Лобанов-Ростовский прислал копии экспертиз, проведенных ведущими российскими специалистами, докторами искусствоведения Георгием Коваленко и Глебом Поспеловым. Среди документов, поступивших в распоряжение редакции, также оказались результаты химических и графологических анализов, проведенных во Франции и Германии. По словам коллекционера, указанные компании несут юридическую и финансовую ответственность за проведенную экспертизу подлинности — они аккредитованы при суде.


___
Никита Лобанов-Ростовский / Фото: Никита Инфантьев

«За последние 50 лет наше собрание побывало в музее "Метрополитен" в Нью-Йорке, в 50 музеях США и Канады, в ведущих музеях Японии и Европы, дважды — в ГМИИ имени Пушкина. Только невежда может предположить, что показ моих даров в провинциальном музее Ростовского кремля может улучшить мое имя в мире искусства или повысить стоимость имеющихся у меня произведений», — отмечает Лобанов-Ростовский. По его словам, в конце июня он получил письмо от директора музея, в котором утверждается, что в планах учреждения никогда не значилось создание музея Лобановых-Ростовских, а сам Никита Дмитриевич «вводит в заблуждение государственные органы и общественность».

«Мне кажется, что дирекция сознательно ищет способы меня дискредитировать, чтобы не создавать музей, — недоумевает меценат. — Диалога с директором у меня не было последние семь месяцев, она не отвечает на письма. Это само по себе странно, потому что все это время в Домодедово приезжал их водитель, который забирал мои посылки из Лондона и давал расписку о получении. Теперь они пытаются все выставить так, как будто я их заваливаю мусором».

Сомнения в ценностях

На сайте музея Ростовского кремля также появился комментарий сложившейся ситуации. В нем мецената обвиняют чуть ли не в самозахвате части музея (создание которого, по словам директора, в планах не значилось). По версии представителей Ростовского кремля, коллекционер «попытался построить собственный мемориальный музей с апартаментами для проживания».

Лобанов-Ростовский подобными обвинениями обескуражен: «Как мог даритель что-то строить в государственном музее? Утверждения о том, что я хотел там построить личные апартаменты, не выдерживают никакой критики. Для меня мука лишний час быть в Ростове, я стараюсь возвращаться поездом в тот же день, когда приезжаю. Я никогда не останавливался в имеющейся в музее гостинице, не пользовался никакими льготами со стороны администрации Ростовского музея».

В администрации музея отказались прокомментировать ситуацию, заявив, что вся информация представлена на сайте. По словам заместителя директора по научной работе Сергея Сазонова, результаты экспертиз будут опубликованы позже: «Он подарил нам работы год назад. Сомнения в подлинности возникли сразу. Экспертизы — дело небыстрое, об их результатах вы скоро узнаете».


___
Сергей Сазонов

«В течение последних четырех лет Ростовский кремль с удовольствием принимал дары, которые к ним возили чемоданами. Писали льстивые благодарственные письма, — поясняет публицист Андрей Новиков-Ланской. — Вызывает недоумение, что годами все были довольны, и вдруг такой скандал. Вероятно, это нужно для того, чтобы отвлечь внимание от ситуации с затянувшейся реконструкцией здания. Конечно, обидно, когда известного коллекционера шельмуют на девятом десятке лет».

Когда экспонат поступает в музей, по правилам, его проверяют на подлинность в кратчайший срок, потому что по пути картину могли подменить или испортить, объясняет доктор культурологии, преподаватель МГУ Екатерина Федорова. Ей кажется странным, что картины не отправили на экспертизу год назад, сразу после получения, тем более если их подлинность якобы изначально вызвала сомнения.

«Я уверена, что цель этой грязной возни вокруг пожилого человека — намеренно и прагматично вышибить его из седла. Чтобы он оставил все как есть. Это страшное оскорбление для мецената, который сам возит ценности чемоданами. Изумляет логика музея: раз три картины не подлинные, то выставки не будет. А как быть с остальными 15 тысячами экспонатов?» — возмущается Федорова.

Слухи о поддельности русского искусства, и авангарда в частности, сильно преувеличены, считает специалист по русскому авангарду, искусствовед Светлана Джафарова: «Из-за этой точки зрения мы рискуем потерять огромный музей. Вся эта шумиха раздувается ради выгоды торговцев искусством. Им необходимо, чтобы таких полотен было мало, а спрос и цена на них повышались».

По ее словам, никто из экспертов, давших ранее положительное заключение о подаренных полотнах, не может быть заинтересован в том, чтобы выдать фальшивку за оригинал. «Нам все время приходится подлинные вещи защищать. Провести отрицательную экспертизу гораздо проще, чем защитить произведение от нападок. Но, увы, русский авангард ценен тогда, когда его мало», — резюмирует Джафарова.


___
Директор ГМЗ «Ростовский кремль» Наталья Каровская вручает князю Лобанову-Ростовскому ключи от дома Шляковых, в котором планировался (по некоторым противоречащим данным) разместиться музей Лобановых-Ростовских

Князь Лобанов-Ростовский подарил России поддельные картины
В распоряжении "КП" оказались документы, которые свидетельствуют: фейковые дары британского мецената оказались ненамного ценнее княжеских подштанников

В щекотливой ситуации оказались Музей Ростовского кремля и даритель - обладатель крупной коллекции русского искусства князь Никита Лобанов-Ростовский. Долгое время он преподносил в дар музею предметы своей коллекции. Но в один прекрасный момент музейщики провели экспертизу работ и расстроились. ©

Принято считать, что дареному коню в зубы не смотрят. Однако если этот конь -подарок музею, тогда глянуть в зубы не только можно, но и должно.

В распоряжении «КП» оказались документы, в которых директор музея Ростовского Кремля Наталья Каровская уведомляет князя Лобанова-Ростовского, что ключевые работы, презентованные им музею - оказались подделкой. «В настоящее время музеем получены отрицательные экспертные заключения о подлинности произведений: Машков «натюрморт с камелиями», Экстер «Абстрактная композиция», Брак «Натюрморт с гитарой», - говорится в тексте официального письма.

Происходящее грозит крупным международным скандалом. Князь, потомок русских эмигрантов, считается одним из крупнейших владельцев коллекции русского искусства. А поскольку сам Лобанов-Ростовский «сдавал» свои дары уже с экспертными заключениями, под удар поставлена не только репутация самого князя, но и лицо специалистов, ранее подтвердивших подлинность картин.


___
Натюрморт, приписываемый Илье Машкову

Только этого мало

Как следует из официальных документов, 82-летний князь оказался не только дарителем сомнительного искусства, но еще и большим выдумщиком. Много лет подряд во всевозможных интервью князь сообщал о том, что вот-вот в Ростове откроется музей Лобановых-Ростовских, под который Минкультом якобы выделен целый особняк. Однако, по словам директора музеев Ростовского Кремля, заявления князя о создании музея были фейком и не имеют под собой никаких оснований. «ГМЗ Ростовский Кремль никогда не планировал создание такого музея. Его нет ни в одном документе, подписанном нами, в том числе — в договорах дарения», – отметила Наталья Каровская.

По словам директора, максимум, на что мог рассчитывать Никита Дмитриевич - это экспозиция в музее. Да и та, скорее всего, накрылась медным тазом. «Переданные в музей вещи гораздо ниже общего художественного уровня наших коллекций. Выделять их в отдельную экспозицию… нецелесообразно. Ситуацию осложняет негативная оценка экспертами пяти центральных предметов, переданных вами».

С чего все началось

Отношения князя Никиты Лобанова-Ростовского с ГМЗ «Ростовский кремль» начались пять лет назад. Известный коллекционер, сейчас проживающий в Лондоне, взялся передавать Государственному музею-заповеднику «Ростовский кремль» «безвозмездно, то есть даром», предметы коллекции. Свой поступок князь объяснил родственными мотивами: во времена Ивана Грозного предки Лобанова-Ростовского княжили в этом городе.

Однако довольно скоро начались разногласия. Князя возмущало ненадлежащее отношение музейщиков к его дарам. Не раз меценат жаловался СМИ на то, что стоимость экспонатов занижается, а работы по учету чемоданов с подарками ведутся медленно. Еще одним поводом для обид стал затяжной ремонт в Доме Шляковых, где, как говорил князь, должен был быть создан музей его почетных предков.

Музейщикам было что сказать в свое оправдание. Например, что ценность коллекции сильно преувеличена. Каждый месяц на протяжении четырех лет князь привозил по два тридцатикилограммовых чемодана, набитых ценностями. Однако, как пожаловалась однажды директор музеев Ростовского кремля, в ворохе даримого жемчужных зерен было немного.

- В чемоданах были хранящиеся в беспорядке документы, слайды экспонатов, уже проданных князем, книги… Князь присылал даже свое нижнее белье, - отметила Наталья Каровская.

Год назад директор музея обмолвилась, что из всех княжеских чемоданов реальную ценность представляли лишь некоторые гравюры и графика. Однако, судя по полученным «КП» документам, и эти экспонаты оказались не намного ценнее княжеских подштанников.

Зачем сдавать в музей фальшивки?

На вопрос, зачем дарить музею фальшаки (именно такой термин применяют по отношению к поддельным предметам искусства) у специалистов возникают разные мнения. Прежде всего, князь мог не знать, что приобрел, а потом и подарил неправильные картины. "Погореть", тем более, на авангарде - легко.

— Полотна наших авангардистов стоят дороже импрессионистов и даже работ школы Микеланджело. Огромный спрос порождает невероятное количество фальшаков, — отметил искусствовед Андрей Сарабьянов. — Скажем, существовала преступная сеть, члены которой скупали датские пейзажики, ставили русскую подпись, пририсовывали над лесом маковку церквей и продавали за дикие деньги…


___
Еще один подарок - «Абстрактная композиция» Александры Экстер

И Машков, и Экстер, присланные князем, — художники русского авангарда начала века, состоящие в «группе риска». Их подделывают часто.

— Особенно "повезло" в этом отношении Машкову. Чаще всего, грубее всего и смешнее всего подделывают именно его. Больше половины работ Машкова, барражирующих на рынках искусства — грубые подделки, — отметил глава онлайн-аукциона ArtInvestment Константин Бабулин.

Существуют и более жесткие мнения. Отдавая работы в музее на безвозмездной основе, князь теоретически мог иметь намерение легализовать некондиционную коллекцию. Только представьте, вы узнали, что работы, купленные вами за дикие деньги - не настоящие. Что делать?

– Самое правильное – оставить такую картину в чулане, как напоминание об «ошибках молодости». Некоторые пытаются продать, чтобы вернуть деньги. Другой плохой вариант — попытаться легализовать фальшивки, — рассудил Бабулин.

Один из путей легализации, по мнению экспертов, — это создание собственного музея или участие картины в музейной выставке. Это заметно обеляет репутацию коллекционера и на 20-30 процентов повышает стоимость остальных работ, находящихся в коллекции.

Преимущество музейного фактора знают и владельцы подлинных работ.

— Не так давно в Третьяковке была выставка Серебряковой, работы на которую, в том числе, брались из частных коллекций. Коллекционеры принимали серьезные усилия, чтобы именно их работы попали в Третьяковку. Потому что один только факт пребывания в Третьяковке приносит больше дивидендов, чем вложения в любой банк, — рассказал Константин Бабулин.

В этом смысле дарение предметов искусства и создание музея Лобановых-Ростовских в Ростове могло быть не просто актом беспрецедентной щедрости, но и способом улучшить свое положение в мире искусства.

А фальшивки ли?

На днях известный коллекционер Юрий Носов, выложив в ФБ копии подаренных князем шедевров, предложил специалистам оценить их качество. Большая часть призванных Носовым экспертов назвали работы подозрительными. А заведующий отделом новейших течений Государственной Третьяковской галереи Кирилл Светляков и вовсе назвал работы «грубыми подделками».

Когда автору поста попеняли на то, что он оценивает картину, не имея Ее на руках, Носов откликнулся жестко.

«Есть настолько очевидные фейки, что даже нет необходимости брать их в руки».

А что говорят эксперты, работавшие непосредственно с картинами?

В этом месте дверь закрывается. Причем, не со стороны князя. Наталья Каровская от комментариев отказалась, сославшись на договоренности и пообещав, что все решится через месяц. Впрочем, директор обмолвилась, что экспертизы даров еще продложаются, а «князь считает нас всех дураками».

Сам Никита Дмитриевич Лобанов-Ростовский признался корреспонденту КП, что и сам не получил ответа на вопрос, кто проводил экспертизу его работ и на основании чьих заключений сделаны скандальные выводы.

- С моей стороны экспертизы есть, - отметил Лобанов-Ростовский. Искусствоведческую экспертизу на картину «Абстрактная композиция» Экстер сделал ведущий специалист по ее творчеству Коваленко, доктор искусствоведения, действительный член РАХ. На картину Машкова «Натюрморт с камелиями фруктами и вином» (1918) искусствоведческую экспертизу подготовил Поспелов, увы, ныне покойный, чья докторская диссертация посвящена картинам мастеров «Бубнового валета».


___
«Натюрморт с гитарой», приписываемый Жоржу Браку

Подлинность «Натюрморта с гитарой» Ж. Брака, как отметил собеседник, подтверждена французской фирмой, аккредитованной в апелляционном суде Парижa.

Кстати, в отличие от России, искусствоведческое мнение во Франции несет юридическую ответственность. На эксперта, выдавшего заключение о подлинности «фальшака» можно подать в суд. Если музей Ростовского кремля уверен в справедливости своих оценки, он мог бы неплохо заработать. Но, конечно, в том случае, если эксперты существуют и оценивали они именно то, что было прислано в дареных чемоданах, которые не удосужились вовремя разобрать.

Также князь задается вопросом, зачем музею нужно было принимать ежемесячно на протяжении четырёхлетний дары, если в них, как отмечает директор, находились настолько ненужные вещи?

Все врут

Про то, что все врут неоднократно повторял доктор Хаус в небезызвестном сериале. «Комсомолка» напряженно следит за развитием детектива, но пока хочется воскликнуть по-хаусовски.

Несмотря на то, что Наталья Каровская подтвердила корреспонденту «КП», что создание музея Лобановых-Ростовских было не более чем домыслами князя, не имеющими под собой реальных оснований, нам удалось раздобыть бумаги, свидетельствующие, что это не так. Более того, как следует из письма первого заместителя министра культуры Владимира Аристархова, сама же Каровская создание музея и инициировала.

Приводим выдержку из письма Лобанову-Ростовскому от первого заместителя министра культуры РФ Владимира Аристархова:

«Инициатива выделения под музей Лобановых-Ростовских здания по адресу Ростов, улица Пролетарская, дом 46 (особняк Шлякова) принадлежит директору государственного музея-заповедника «Ростовский Кремль» Наталье Каровской. Таким образом, у Каровской отсутствуют основания препятствовать своей собственной идее... Уверяю вас, что Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль» и лично Н.С. Каровская приложат все усилия для его развития. Создание музея Лобановых-Ростовских входит в число важных направлений деятельности музея-заповедника».

Как говорится, ни убавить, ни прибавить. Ну разве что предположить, что с письмами Аристархова из коллекции князя произошло то же, что и с работами Машкова.

Комментарий министерства Культуры РФ

Минкультуры России планировало сформировать отдельную экспозицию в особняке Шлякова на основе коллекций, которые обещал передать Никита Дмитриевич, однако, при этом название «Музей Лобанова-Ростовского» не предполагало создания отдельного юридического лица, а имелась в виду именно экспозиция под таким названием. Учитывая данные Никитой Дмитриевичем обещания, в Министерстве даже не исключали формирование отдельного структурного подразделения или филиала. На данный момент, к сожалению, вынуждены констатировать, что не получили предметов, которые имели бы какую-либо музейную ценность. И именно в связи с этим не видим оснований для создания отдельной экспозиции. Мы с уважением относимся к мнению Никиты Дмитриевича, но хотели бы подчеркнуть, что в России сформировались правила и нормы формирования музейных коллекций и здесь мы всецело опираемся на наших музейных работников и экспертов. В заключение подчеркну, что русская эмиграция внесла несомненный вклад в сохранение отечественного культурного наследия в советские годы, и мы, конечно, благодарны князю за дары, которые он передал музею, и его внимание к отечественной культуре.

СПРАВКА КП

Никита Дмитриевич Лобанов-Ростовский — один из крупнейших зарубежных собирателей русского искусства, геолог и банкир. Родился в 1935 году в Болгарии, в семье эмигрировавших из Советской России представителей известного княжеского рода. В 1956 году переехал в Англию, а через два года, окончив Оксфорд, — в США. Живет в Лондоне. Более 40 лет занимается собирательской деятельностью и пропагандой русского искусства за рубежом. Участник аукционов «Сотбис» и «Кристис». Обладатель уникальной коллекции русской театральной живописи конца XIX — начала XX века. В ноябре 2010 года был удостоен российским гражданством президента РФ за особые заслуги перед отечеством.


 
 
 
promo eto_fake march 28, 2012 00:37 5
Buy for 10 tokens
Large Visitor Globe Поиск по сообществу по комментариям 2leep.com
 
Светлана Кkedrovy_ruchey on Октябрь, 8, 2017 14:24 (UTC)
Говорят, что Лобанов-Ростовкий прикольнулся над всей искуствоведческо-музейной братией. Все они ставят экспертизы левой ногой, и совершенно не прочь торгануть "подлинниками", выставив как подлинники копии. На этом видимо и попалась директор ростовского музея, попытавшаяся сбыть "подлинники от князя" и получившая нагоняй за подлог от покупателей (француз тоже сделал левую экспертизу, но там это в порядке вещей, негласно разумеется, даже отражено в фильме "2012" - грузят оригиналы на свои титаники, а в лувре оставляют копии). За это, ожидавшая невиданной маржи дама, теперь имеет на князя очень большой ЛИЧНЫЙ зуб.
mamlasmamlas on Октябрь, 8, 2017 14:31 (UTC)
Жаль, что он таким образом не прозондировал Эрмитаж!
___

На него также могут иметь зуб и Кирилловичи с их внутрироссийскими неофитами, коих немало как раз в Минкульте...
___

Вообще, интересный казус Лобанова-Ростовского вырисовывался, надо будет последить...
Светлана К: зеркалоkedrovy_ruchey on Октябрь, 8, 2017 14:37 (UTC)
Это игра в долгую, может и Эрмитаж там всплывёт как главный посредник с покупателем. Но финал уже понятен - князь весь в белом, а шатия-братия что из хранций что с Ростова - что называется "обтекает".
alexandr3alexandr3 on Октябрь, 8, 2017 16:54 (UTC)
Тьфу, срамота!
mamlasmamlas on Октябрь, 8, 2017 17:02 (UTC)
Что именно?
alexandr3alexandr3 on Октябрь, 8, 2017 19:18 (UTC)
Полупорнушные картинки бездарного еврейского художника от слова ХУДО.