Осмысленный, но беспощадный
Был ли оправдан подвиг Николая Гастелло?
Вопреки распространённому мнению, таран наземных целей во время Второй мировой войны кроме наших лётчиков много раз осуществляли и японские, и немецкие офицеры ВВС. ©
По теме: Подвиг не только Гастелло и ещё в «Русских победах»
Николай Гастелло
Но только советские пилоты гибли при этом не зря.
110 лет назад, 6 мая 1907 г., в семье рабочего Франца Гастыло родился сын. Произошло это в Москве, хотя отец был родом из деревни Плужины, что под Гродно. Сына назвали Николаем и записали уже под слегка подправленной фамилией: Гастелло. Ему суждено было стать одним из «главных», самых известных героев Великой Отечественной войны.
29 июня 1945 г. газета «Правда» вышла с передовой статьёй, посвящённой присвоению Иосифу Виссарионовичу Сталину звания генералиссимуса. В частности, там были такие строки: «Это поколение в годы войны выдвинуло из своей среды подлинных рыцарей без страха и упрёка, героев, богатырей духа, таких людей, как Николай Гастелло, Зоя Космодемьянская, Александр Матросов. Могучее племя героев, достойное своего полководца!»
Николай Гастелло
Зачеркнуть героя
С поколениями здесь явная путаница. Другим упомянутым в передовице героям Николай Францевич Гастелло почти годится в отцы: разница в 16-17 лет. Но со всем остальным полный порядок. Это действительно богатыри духа, заслуживающие вечной славы. Их имена названы не зря: благодаря подвигам этих людей война сложилась так, как сложилась.
И как раз эти подвиги в своё время не то что подвергались пересмотру, их пытались либо вовсе перечеркнуть либо хотя бы обессмыслить. Дескать, в этих жертвах не было никакой необходимости: ни военной, ни политической. Разве что пропагандистская волна, позволившая оболванивать сотни и тысячи таких же винтиков, кандидатов в пушечное мясо.
Однако трезвый взгляд на события тех лет даёт принципиально иную картину. Что сделал Гастелло? Капитан, командир эскадрильи 207 дальнебомбардировочного полка, утром 26 июня получил задание: нанести бомбовый удар по немецкой механизированной колонне на дороге Молодечно — Радошковичи. О дальнейшем подробно рассказал командир 3 авиакорпуса дальней бомбардировочной авиации, куда входил и полк Гастелло, полковник Николай Скрипко: «Обнаружив на шоссе большую вражескую моторизованную колонну, Гастелло выбрал наибольшее скопление заправлявшихся фашистских танков и автомашин и атаковал врага, положив бомбы точно в цель. Командир эскадрильи делает второй, третий заход, воздушный стрелок-радист обстреливает разбегающихся в панике гитлеровцев. Захлёбываясь, непрерывно бьют по нашему самолёту вражеские зенитки.
И вот уже при отходе от цели в бензиновый бак самолёта попадает снаряд. Гастелло сумел выровняться, затем развернул машину на скопление фашистских танков и автомашин, перевёл самолёт в пикирование и врезался в гущу неприятельской техники... Я приказал выслать самолёт с фотоустановкой и сфотографировать с малой высоты место гибели экипажа. Буквально на другой день мы с бригадным комиссаром А. К. Одноволом держали в руках снимок, на котором отчётливо были видны воронка, образовавшаяся на месте удара самолёта о землю, отброшенные при взрыве части корабля и много сгоревших вокруг фашистских танков и автомашин».
Этим свидетельством сразу снимается целый ряд вопросов. Например, вопрос о том, Гастелло совершил подвиг или не Гастелло? А если он, то почему на месте падения самолёта не найдено его останков? Ответ очевиден. По той причине, что Николая Францевича в результате взрыва и пожара буквально разнесло на молекулы, и от его самолёта осталась только воронка.
Но одновременно с этим возникают другие вопросы. Каверзные, с подтекстом и всё той же целью: обесценить подвиг. Часть из них имеют вполне реальные основания.
Дальний бомбардировщик ДБ-3Ф (Ил-4). На самолёте этого типа совершил свой подвиг экипаж Н. Ф. Гастелло
Нецелевое использование
Скажем, использование для банальной штурмовки наземных целей таких самолётов и пилотов такого класса, как Гастелло, действительно кажется крайним идиотизмом. Капитан Гастелло в 1941 г. был уже ветераном двух крупных конфликтов: столкновения с японцами на Халхин-Голе и Советско-финской войны. Машины ДБ-3Ф (они же Ил-4) предназначались совсем для другого. Так, в августе того же 1941 г. именно эти самолёты модификации ДБ-3Т бомбили Берлин. Нанесение ударов с больших высот, по удалённым целям, преимущественно по промышленным объектам и городам — вот их задача. И задача Гастелло.
Однако — штурмовка. Со сверхмалой высоты (100-400 м). Огромный самолёт подставляется под зенитки врага и становится абсолютно беззащитным: в тот день на штурмовках было утрачено 15 машин и экипажей ДБ-3Ф.
Что это? Расточительство? Вредительство? Головотяпство? Или, как нам внушают, «бездарность командования, бросающего людей на напрасную гибель»?
Так изображался знаменитый «огненный таран»: Гастелло таранит танки и
автоцистерны с горючим в одиночку и на истребителе
Если разобраться, то гибель была вовсе не напрасной. Здесь надо взглянуть на использование такого приёма, как наземный таран, другими участниками войны. Известны японские пилоты-камикадзе: с 1944 г. их исчисляют тысячами. Менее известны немцы, повторившие подвиг Гастелло. Но были и они. Так, 30 марта 1944 года на Восточном фронте штурмовой ас Алвин Боерст в районе Ясс атаковал советскую танковую колонну, был сбит зениткой и, погибая, протаранил находившийся перед ним танк. Почти полное совпадение с тем, что сделал наш герой.
За исключением даты. И японцы, и немцы применяли воздушные и наземные тараны уже в конце войны. В начале войны они на это не решались.
Советские лётчики поступали ровно наоборот. Если взять количество таранов 1941 г. за 100 %, то к 1944 г. их стало всего лишь 17 %. Более того, 23 сентября 1944 г. был выпущен приказ, согласно которому таран не одобрялся и почти прямо запрещался. Дело в том, что не всегда потеря нашего самолёта, который обычно шёл под списание, и риск потери нашего лётчика стоили сбитого врага.
Дальний прицел
Почему же наши в начале войны так часто использовали таран, в том числе и смертельный наземный, что за ним даже закрепилось фронтовое прозвище «таран — оружие русских»?
По той же причине, по какой советские танки в 1941 г. наносили обречённые на поражение контрудары. Или пехота без надежды на победу поднималась в контратаки, зная, что сейчас погибнут все или почти все.
Леденящая кровь стратегия: размен живых людей на пространство с целью выиграть время. Задачей танкистов, пехоты, да и лётчиков в 1941 г. было не нанести поражение, а приостановить наступление врага. Задержать его хотя бы на краткий период.
А истинная цель этой стратегии была ясна только в Ставке Верховного Главнокомандования. И, наверное, до конца её понимали немногие. В их числе были Николай Шверник и Алексей Косыгин. Глава Совета по эвакуации и его заместитель. Именно они осуществляли самую важную стратегическую операцию 1941 г., которая шла не на фронте, а в тылу. Переброску всех важных оборонных производств на Урал и в Сибирь. Тех самых заводов, которые дали стране возможность сопротивляться, жить, воевать, и в конечном итоге победить.
Вот что обеспечил своим отнюдь не бессмысленным подвигом Николай Гастелло.
Капитан Николай Гастелло. Художник Яков Левинштейн
Николай Гастелло: родился, чтобы совершить бессмертный подвиг
Сегодня 110 лет со дня рождения легендарного летчика Николая Гастелло / Цикл «Русские победы»
Николай Гастелло принимал участие в боях на Халкин-Голе, в советско-финской войне, в операции по присоединению Бессарабии и Северной Буковины к Советскому Союзу, но его имя в историю вписал подвиг, совершенный им в первые дни Великой Отечественной войны. ©
Николай Францевич Гастелло родился 6 мая (нового стиля) 1907 года в Москве в семье рабочего, который семью годами ранее приехал в Москву на заработки из белорусской глубинки.
Трудовую деятельность Николай начал в шестнадцатилетнем возрасте, уже тогда про него, рабочего завода говорили: «Куда ни поставь, всюду – пример». Это замечательное качество, быть всегда примером, раскрылось в подвиге, о котором знают все, — подвиге капитана Гастелло.
Еще в 1932 году Московский городской комитет партии направил Николая по специальному набору в 11-е Луганское летное училище, и уже через полтора года тот стал пилотом самолета ТБ-3. Следует отметить, что из стен этого училища вышло семь Героев Советского Союза, четверо из которых – дважды Герои, и один Герой России!
Боевое крещение молодой летчик получил в 1939 году на Халхин-Голе, где он командовал эскадрильей, а серьезный опыт приобрел во время советско-финской войны.
Великую Отечественную войну летчик встретил в чине капитана эскадрильи, первый боевой вылет совершил 22 июня в 5 утра.
26 июня в районе дороги Молодечно-Радошковичи, звено из двух бомбардировщиков ДБ-3Ф выполняло боевое задание – бомбило механизированную колонну врага. После сброса снарядов на скопившиеся на заправке танки, самолет Гастелло принялся расстреливать колонну из пулеметов, было подбито несколько машин противника.
После короткого замешательства немцы пустили в ход зенитные орудия. Один из снарядов попал в самолет. Командир мог катапультироваться, но принял решение уничтожить максимально возможное число фашистов. Гастелло, как об этом сообщает наградной лист, основываясь на свидетельстве пилотов второго самолета, который был в составе звена, «развернул горящий самолет и направил его в самую гущу танков».
Вместе с капитаном погибли штурман лейтенант Анатолий Бурденюк, стрелок-радист старший сержант Алексей Калинин и стрелок лейтенант Григорий Скоробогатый, посмертно они были награждены орденом Отечественной войны 1-й степени, а Николаю Гастелло посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
«Мы помним имя героя — капитан Николай Францевич Гастелло. Его семья потеряла сына и мужа, Родина приобрела героя. В памяти навсегда останется подвиг человека, рассчитавшего свою смерть как бесстрашный удар по врагу», - писала газета «Правда» в июле 1941 года.
Подвиг Николая Гастелло в тяжелейший начальный период войны стал для советских людей символом мужества и героизма.
Константин Кудряшов и Кирилл Брагин
«АиФ» и «Русская планета», 6 мая 2017
«АиФ» и «Русская планета», 6 мая 2017
Community Info