mamlas (mamlas) wrote in eto_fake,
mamlas
mamlas
eto_fake

Символы наших побед. Тараны 41-го, обеспечивавшие эвакуацию тыла и Победу 45-го / К 110-летию

Ещё мифология героизма ВОВ

Осмысленный, но беспощадный
Был ли оправдан подвиг Николая Гастелло?

Вопреки распространённому мнению, таран наземных целей во время Второй мировой войны кроме наших лётчиков много раз осуществляли и японские, и немецкие офицеры ВВС. ©

По теме: Подвиг не только Гастелло и ещё в «Русских победах»


Николай Гастелло

Но только советские пилоты гибли при этом не зря.

110 лет назад, 6 мая 1907 г., в семье рабочего Франца Гастыло родился сын. Произошло это в Москве, хотя отец был родом из деревни Плужины, что под Гродно. Сына назвали Николаем и записали уже под слегка подправленной фамилией: Гастелло. Ему суждено было стать одним из «главных», самых известных героев Великой Отечественной войны.

29 июня 1945 г. газета «Правда» вышла с передовой статьёй, посвящённой присвоению Иосифу Виссарионовичу Сталину звания генералиссимуса. В частности, там были такие строки: «Это поколение в годы войны выдвинуло из своей среды подлинных рыцарей без страха и упрёка, героев, богатырей духа, таких людей, как Николай Гастелло, Зоя Космодемьянская, Александр Матросов. Могучее племя героев, достойное своего полководца!»


Николай Гастелло

Зачеркнуть героя

С поколениями здесь явная путаница. Другим упомянутым в передовице героям Николай Францевич Гастелло почти годится в отцы: разница в 16-17 лет. Но со всем остальным полный порядок. Это действительно богатыри духа, заслуживающие вечной славы. Их имена названы не зря: благодаря подвигам этих людей война сложилась так, как сложилась.

И как раз эти подвиги в своё время не то что подвергались пересмотру, их пытались либо вовсе перечеркнуть либо хотя бы обессмыслить. Дескать, в этих жертвах не было никакой необходимости: ни военной, ни политической. Разве что пропагандистская волна, позволившая оболванивать сотни и тысячи таких же винтиков, кандидатов в пушечное мясо.

Однако трезвый взгляд на события тех лет даёт принципиально иную картину. Что сделал Гастелло? Капитан, командир эскадрильи 207 дальнебомбардировочного полка, утром 26 июня получил задание: нанести бомбовый удар по немецкой механизированной колонне на дороге Молодечно — Радошковичи. О дальнейшем подробно рассказал командир 3 авиакорпуса дальней бомбардировочной авиации, куда входил и полк Гастелло, полковник Николай Скрипко: «Обнаружив на шоссе большую вражескую моторизованную колонну, Гастелло выбрал наибольшее скопление заправлявшихся фашистских танков и автомашин и атаковал врага, положив бомбы точно в цель. Командир эскадрильи делает второй, третий заход, воздушный стрелок-радист обстреливает разбегающихся в панике гитлеровцев. Захлёбываясь, непрерывно бьют по нашему самолёту вражеские зенитки.

И вот уже при отходе от цели в бензиновый бак самолёта попадает снаряд. Гастелло сумел выровняться, затем развернул машину на скопление фашистских танков и автомашин, перевёл самолёт в пикирование и врезался в гущу неприятельской техники... Я приказал выслать самолёт с фотоустановкой и сфотографировать с малой высоты место гибели экипажа. Буквально на другой день мы с бригадным комиссаром А. К. Одноволом держали в руках снимок, на котором отчётливо были видны воронка, образовавшаяся на месте удара самолёта о землю, отброшенные при взрыве части корабля и много сгоревших вокруг фашистских танков и автомашин».

Этим свидетельством сразу снимается целый ряд вопросов. Например, вопрос о том, Гастелло совершил подвиг или не Гастелло? А если он, то почему на месте падения самолёта не найдено его останков? Ответ очевиден. По той причине, что Николая Францевича в результате взрыва и пожара буквально разнесло на молекулы, и от его самолёта осталась только воронка.

Но одновременно с этим возникают другие вопросы. Каверзные, с подтекстом и всё той же целью: обесценить подвиг. Часть из них имеют вполне реальные основания.


Дальний бомбардировщик ДБ-3Ф (Ил-4). На самолёте этого типа совершил свой подвиг экипаж Н. Ф. Гастелло

Нецелевое использование

Скажем, использование для банальной штурмовки наземных целей таких самолётов и пилотов такого класса, как Гастелло, действительно кажется крайним идиотизмом. Капитан Гастелло в 1941 г. был уже ветераном двух крупных конфликтов: столкновения с японцами на Халхин-Голе и Советско-финской войны. Машины ДБ-3Ф (они же Ил-4) предназначались совсем для другого. Так, в августе того же 1941 г. именно эти самолёты модификации ДБ-3Т бомбили Берлин. Нанесение ударов с больших высот, по удалённым целям, преимущественно по промышленным объектам и городам — вот их задача. И задача Гастелло.

Однако — штурмовка. Со сверхмалой высоты (100-400 м). Огромный самолёт подставляется под зенитки врага и становится абсолютно беззащитным: в тот день на штурмовках было утрачено 15 машин и экипажей ДБ-3Ф.

Что это? Расточительство? Вредительство? Головотяпство? Или, как нам внушают, «бездарность командования, бросающего людей на напрасную гибель»?


Так изображался знаменитый «огненный таран»: Гастелло таранит танки и
автоцистерны с горючим в одиночку и на истребителе

Если разобраться, то гибель была вовсе не напрасной. Здесь надо взглянуть на использование такого приёма, как наземный таран, другими участниками войны. Известны японские пилоты-камикадзе: с 1944 г. их исчисляют тысячами. Менее известны немцы, повторившие подвиг Гастелло. Но были и они. Так, 30 марта 1944 года на Восточном фронте штурмовой ас Алвин Боерст в районе Ясс атаковал советскую танковую колонну, был сбит зениткой и, погибая, протаранил находившийся перед ним танк. Почти полное совпадение с тем, что сделал наш герой.

За исключением даты. И японцы, и немцы применяли воздушные и наземные тараны уже в конце войны. В начале войны они на это не решались.

Советские лётчики поступали ровно наоборот. Если взять количество таранов 1941 г. за 100 %, то к 1944 г. их стало всего лишь 17 %. Более того, 23 сентября 1944 г. был выпущен приказ, согласно которому таран не одобрялся и почти прямо запрещался. Дело в том, что не всегда потеря нашего самолёта, который обычно шёл под списание, и риск потери нашего лётчика стоили сбитого врага.

Дальний прицел

Почему же наши в начале войны так часто использовали таран, в том числе и смертельный наземный, что за ним даже закрепилось фронтовое прозвище «таран — оружие русских»?

По той же причине, по какой советские танки в 1941 г. наносили обречённые на поражение контрудары. Или пехота без надежды на победу поднималась в контратаки, зная, что сейчас погибнут все или почти все.

Леденящая кровь стратегия: размен живых людей на пространство с целью выиграть время. Задачей танкистов, пехоты, да и лётчиков в 1941 г. было не нанести поражение, а приостановить наступление врага. Задержать его хотя бы на краткий период.

А истинная цель этой стратегии была ясна только в Ставке Верховного Главнокомандования. И, наверное, до конца её понимали немногие. В их числе были Николай Шверник и Алексей Косыгин. Глава Совета по эвакуации и его заместитель. Именно они осуществляли самую важную стратегическую операцию 1941 г., которая шла не на фронте, а в тылу. Переброску всех важных оборонных производств на Урал и в Сибирь. Тех самых заводов, которые дали стране возможность сопротивляться, жить, воевать, и в конечном итоге победить.

Вот что обеспечил своим отнюдь не бессмысленным подвигом Николай Гастелло.


Капитан Николай Гастелло. Художник Яков Левинштейн

Николай Гастелло: родился, чтобы совершить бессмертный подвиг
Сегодня 110 лет со дня рождения легендарного летчика Николая Гастелло / Цикл «Русские победы»

Николай Гастелло принимал участие в боях на Халкин-Голе, в советско-финской войне, в операции по присоединению Бессарабии и Северной Буковины к Советскому Союзу, но его имя в историю вписал подвиг, совершенный им в первые дни Великой Отечественной войны. ©

Николай Францевич Гастелло родился 6 мая (нового стиля) 1907 года в Москве в семье рабочего, который семью годами ранее приехал в Москву на заработки из белорусской глубинки.

Трудовую деятельность Николай начал в шестнадцатилетнем возрасте, уже тогда про него, рабочего завода говорили: «Куда ни поставь, всюду – пример». Это замечательное качество, быть всегда примером, раскрылось в подвиге, о котором знают все, — подвиге капитана Гастелло.

Еще в 1932 году Московский городской комитет партии направил Николая по специальному набору в 11-е Луганское летное училище, и уже через полтора года тот стал пилотом самолета ТБ-3. Следует отметить, что из стен этого училища вышло семь Героев Советского Союза, четверо из которых – дважды Герои, и один Герой России!

Боевое крещение молодой летчик получил в 1939 году на Халхин-Голе, где он командовал эскадрильей, а серьезный опыт приобрел во время советско-финской войны.

Великую Отечественную войну летчик встретил в чине капитана эскадрильи, первый боевой вылет совершил 22 июня в 5 утра.

26 июня в районе дороги Молодечно-Радошковичи, звено из двух бомбардировщиков ДБ-3Ф выполняло боевое задание – бомбило механизированную колонну врага. После сброса снарядов на скопившиеся на заправке танки, самолет Гастелло принялся расстреливать колонну из пулеметов, было подбито несколько машин противника.

После короткого замешательства немцы пустили в ход зенитные орудия. Один из снарядов попал в самолет. Командир мог катапультироваться, но принял решение уничтожить максимально возможное число фашистов. Гастелло, как об этом сообщает наградной лист, основываясь на свидетельстве пилотов второго самолета, который был в составе звена, «развернул горящий самолет и направил его в самую гущу танков».

Вместе с капитаном погибли штурман лейтенант Анатолий Бурденюк, стрелок-радист старший сержант Алексей Калинин и стрелок лейтенант Григорий Скоробогатый, посмертно они были награждены орденом Отечественной войны 1-й степени, а Николаю Гастелло посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

«Мы помним имя героя — капитан Николай Францевич Гастелло. Его семья потеряла сына и мужа, Родина приобрела героя. В памяти навсегда останется подвиг человека, рассчитавшего свою смерть как бесстрашный удар по врагу», - писала газета «Правда» в июле 1941 года.

Подвиг Николая Гастелло в тяжелейший начальный период войны стал для советских людей символом мужества и героизма.

Константин Кудряшов и Кирилл Брагин
«АиФ» и «Русская планета», 6 мая 2017

Tags: авиация, агитпроп и пиар, биографии и личности, вов и вмв, военные, воспоминания, героизм и подвиги, даты и праздники, день рождения, идеология и власть, известные люди, информационные войны, история, менталитет, мифы и мистификации, нравы и мораль, опровержения и разоблачения, память, противостояние, ревизионизм, родина и патриотизм, русофобия и антисоветизм, символы, ссср, факты и свидетели
Subscribe
promo eto_fake march 28, 2012 00:37 7
Buy for 10 tokens
Large Visitor Globe Поиск по сообществу по комментариям 2leep.com
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments