Демонстрация флага / Китайские авианосцы: миф или реальность?
Армии мира
Споры о том, насколько далеко простираются военно-политические амбиции Китая — нарождающейся супердержавы, постоянно подогреваются как потоком реальных новостей, так и полуфантастическими «утечками» о военных мегапроектах Поднебесной. В последнее время на первый план вышла тема авианосного флота. ©
Ещё армия Китая здесь и здесь
___
Действительно ли Красный Дракон намерен побороться за господство над океанами с Америкой, или мы являемся свидетелями упражнений в искусстве блефа?
В январе этого [2016] года одна из гонконгских газет сообщила со ссылкой на Ван Мина, партийного руководителя китайской провинции Ляонин, что Китай приступил к постройке своего второго авианосца из четырех запланированных. Корабль будет строиться на верфи в городе Далянь, и на воду его спустят через шесть лет. Особая изюминка этой новости в том, что новый авианосец станет чисто доморощенным, китайским, в отличие от первого опыта КНР в данной области.
___
Все наверняка помнят историю с недостроенным тяжелым авианесущим крейсером проекта 1143.6, который назывался сначала «Рига», потом «Варяг», однако в связи с распадом СССР в строй так и не вступил. Оказавшись в собственности Украины, корабль в состоянии 67%-ной готовности был продан китайской компании якобы для создания плавучего парка развлечений. В версию о развлечениях не поверили США и сильно уговаривали Турцию не пропускать полуфабрикат через Босфор, однако к берегам Поднебесной едва ли не через два года после выхода из Николаева «Варяг» все-таки доплыл.
Вырваться за цепь
А дальше случилось предсказуемое: Китай достроил корабль, правда не в формате ТАКР, а в виде авианосца, и в сентябре 2012 года под названием «Ляонин» принял его на вооружение ВМС Народно-освободительной армии. Следом поступили сообщения об успешной посадке истребителя Shenyang J-15 на палубу «Ляонина», что стало знаком обретения Китаем палубной авиации с фиксированным крылом. В декабре прошлого года ВМС НОАК провели в Южно-Китайском море учения с участием «авианосной боевой группы» и даже ухитрились войти в близкое соприкосновение с кораблями ВМС США, что едва не вызвало конфликт.
___
Теперь заявляется, что Китай к 2020 году намерен иметь уже четыре авианосца для действий как в прибрежных морях, так и в открытом океане. Значит, вскоре можно ожидать сообщения о закладке новых авианосцев, которые, вероятно, в целом будут повторять конструкцию «Варяга-Ляонина».
Чтобы понять, зачем вообще Китаю нужны авианосцы, стоит немного остановиться на том, как военные стратеги КНР видят положение своей исторически сугубо континентальной страны по отношению к окружающему ее тихоокеанскому пространству. Это пространство, с их точки зрения, делится на две части. Первая — прибрежные моря, ограниченные «первой цепью островов», на которых сильно военное присутствие крупных государств, прежде всего США, но также России и Японии. Это цепь архипелагов, тянущаяся от оконечности Камчатки через Японские острова до Филиппин и Малайзии.
И конечно, в этой цепочке присутствует основная головная боль КНР — Тайвань, военный конфликт вокруг которого из сценариев исключить никак нельзя. В отношении этой прибрежной зоны у Китая есть доктрина, обозначаемая обычно как A2/AD: «противодействие вторжению/закрытие зоны». Имеется в виду, что при необходимости НОАК должна иметь возможность противодействовать враждебным действиям противника в пределах «первой цепи» и в проливах между архипелагами.
___
В том числе предполагается противодействие авианосным ударным группам ВМС США. Но, чтобы воевать у своих берегов, совсем не обязательно иметь авианосцы — зона отлично простреливается береговыми средствами. В частности, особые надежды Китай возлагает на баллистическую противокорабельную ракету Dong Feng-21D наземного базирования, которая представляется как «убийца авианосцев».
Другое дело, что Китаю с его нарастающими амбициями не хотелось бы сидеть взаперти, за «первой цепью островов», и китайские адмиралы мечтают заполучить себе свободу действий в открытом океане. Чтобы эти желания не выглядели голословными, в прошлом году группа из пяти китайских кораблей миновала пролив Лаперуза (между Хоккайдо и Сахалином), затем обогнула Японию с запада и вернулась к своим берегам, пройдя севернее Окинавы. Этот поход был представлен китайским руководством как прорыв блокады «первой цепи островов».
Утечки или фан-арт?
Пока китайцы осваивают советские технологии и осторожно высовывают нос за пределы «первой цепи островов», на сайтах и форумах, посвященных военно-технической тематике, обсуждаются загадочные картинки с иероглифами. На них якобы показаны грядущие мегапроекты КНР в области авианосного кораблестроения. Растущая военная и экономическая мощь Китая столь сильно интригует весь мир, что изображения, больше смахивающие на фан-арт любителей компьютерных игр, никого не оставляют равнодушными.
Особенно впечатляюще выглядит авианосец-катамаран с двумя палубами, с которого имеют возможность стартовать сразу два самолета. Кроме многоцелевых истребителей, напоминающих наши Су-27, на палубах нашлось место вертолетам и самолету системы дальнего радиолокационного обнаружения.
Другой концепт подобного рода — авианосная подводная лодка: гигантский, судя по всему, корабль с уплощенным корпусом, располагающий, помимо набора ракет с ядерными боеголовками и противокорабельных ракет, еще и водонепроницаемым ангаром на 40 самолетов. Когда лодка находится в надводном состоянии, ворота ангара раскрываются, и самолеты могут отправляться на задание. Кроме того, огромная субмарина якобы будет способна служить базой для подводных лодок стандартных размеров.
___
Похоже, именно мечта о выходе за «цепь островов» породила также идею циклопической плавучей базы, которую и кораблем назвать сложно. Выглядит это как спущенный на воду вытянутый параллелепипед, на верхней грани которого расположена взлетно-посадочная полоса длиной 1000 м. Ширина полосы — 200 м, высота конструкции — 35. Помимо функции аэродрома, база могла бы выполнять роль морского причала, а также стать местом дислокации подразделений морской пехоты.
___
То есть в основе идеи — желание вытащить эту штуковину буксирами куда-нибудь подальше в море и устроить в окружении вод мощный опорный пункт, который превосходил бы своими масштабами и оснащением любой американский авианосец.
Все эти фантастические «проекты» производят очень странное впечатление и своим явным несоответствием уровню современных китайских технологий, и в целом их инженерной состоятельностью и военной целесообразностью. Поэтому трудно сказать, имеем ли мы дело с реальными утечками дизайн-проектов, «черным пиаром» правительства КНР или просто с возросшей компьютерной грамотностью китайского населения, освоившего программы 3D-моделирования.
___
Трамплин против катапульты
Так кого и зачем пытается догнать Китай со своей авианосной программой? Первый мотив, который приходит в голову, — соперничество с США. Однако, развивая тему авианосцев на базе проектов с индексом 1143, КНР вряд ли добьется многого. «Ляонин» способен взять на борт всего 22 самолета, что, разумеется, очень мало по сравнению, например, с атомными гигантами класса Nimitz, позволяющими разместить на 50 самолетов больше.
Когда-то конструкторы советских ТАКР, не решив проблему создания паровой катапульты для разгона самолетов на старте, придумали своего рода трамплин. Прокатившись по нему, истребитель как бы подбрасывался вверх, что создавало запас высоты для набора нужной скорости. Однако такой взлет сопряжен с серьезными ограничениями по весу летательных аппаратов, а значит, и по их вооруженности.
Правда, военные аналитики не исключают, что в новых версиях китайских авианосцев катапульта все же будет применена, и место J-15 займет более легкий самолет, возможно на основе истребителя (предположительно) 5-го поколения J-31. Но пока произойдут все эти усовершенствования, американский ВПК тоже не будет стоять на месте.
___
Прошлой осенью прошло «крещение» первого американского авианосца Gerald R. Ford из одноименного нового класса, который придет на смену классу Nimitz. Он сможет взять на борт уже до 90 самолетов, но даже это не главное. Gerald R. Ford вобрал в себя множество новейших технологий, значительно повышающих его энергоэффективность и боевые возможности.
Если китайцы, возможно, «дорастут» до паровой катапульты, то на новом американском корабле от нее отказались как от воплощения технологий вчерашнего дня. Теперь там применяются электромагнитные катапульты на основе линейного электродвигателя. Они позволяют разгонять боевые самолеты более плавно и избегать слишком сильных нагрузок на конструкцию летательного аппарата.
Прогулки налегке
Впрочем, даже если избегать прямых сравнений китайского авианосца устаревшей конструкции с новейшими американскими, невозможно не заметить разницы в тактике использования кораблей этого типа в Китае и США. Американские авианосцы всегда следуют в центре авианосной ударной группы (АУГ), в составе которой обязательно идут боевые корабли, обеспечивающие прикрытие авианосца с воздуха, ведущие противолодочную борьбу, располагающие мощными противокорабельными средствами.
Во время учений в Южно-Китайском море вокруг «Ляонина» тоже попытались создать нечто вроде АУГ, но от американской она заметно отличалась. И не только количеством и мощью боевых кораблей, но и полным отсутствием такой важной составляющей, как суда обеспечения — плавучие рембазы, танкеры с топливом, суда, перевозящие боеприпасы. Уже из этого понятно, что китайский авианосец, во всяком случае пока, не может служить инструментом «проецирования силы» на океанских дальностях, и выбираться за «первую цепь островов» ему просто нет смысла.
Есть еще одна держава, с которой у КНР издавна непростые отношения. Это Индия. Хотя Индия является соседом Китая на суше, а не на море, ее военно-морские планы наверняка тщательно отслеживаются в Поднебесной. На сегодня Индия уже располагает двумя авианосцами. Один из них носит название «Викрамадитья» — он, как и «Ляонин», является кораблем советской постройки. Изначально он носил имя «Адмирал флота Советского Союза Горшков» (проект 1143.4) и был продан Индии Россией в 2004 году. Второй авианосец гораздо более старый: он был построен британской компанией Vickers-Armstrong в далеком 1959 году, а продан Индии в 1987-м. На 2017 год намечено его списание.
___
При этом Индия запустила программу строительства нового класса авианосцев, уже своими силами. Этот класс под названием Vikrant будет включать (по данным на сегодняшний день) два корабля — Vikrant и Vishai. Первый из них в прошлом году спущен на воду, хотя из-за финансовых трудностей принятие корабля на вооружение отложено до 2018 года. Корабль имеет характерный для советских конструкций «трамплин» в расчете на эксплуатацию 12 истребителей российского производства МиГ-29К. Также авианосец сможет взять на борт восемь легких истребителей местного производства HAL Tejas и десять вертолетов Ка-31 либо Westland Sea King.
Западные военные эксперты сходятся в том, что китайская авианосная программа — это скорее политическая декларация о намерениях, чем важный шаг в военном строительстве, и серьезную конкуренцию американским морским силам авианесущие корабли КНР составить не смогут. Вопросы безопасности в ближних водах Китай способен решать, опираясь на сухопутные базы, а заявить о себе всерьез в открытом океане ВМС НОАК пока не в состоянии. Однако если рассматривать авианосцы как непременный атрибут великой державы, то символический смысл планов Китая понять можно. Да и от Индии негоже отставать.
___
Китай приблизился к паритету с Западом
Опубликован доклад о военном потенциале стран мира World Military Balance 2017
Институт исследований по вопросам безопасности (IISS) выпустил очередной обзор, посвященный военному потенциалу стран мира World Military Balance 2017. Отмечается, что Китай стремительно сокращает свое отставание от ведущих западных держав, особенно в военно-воздушной и военно-морской областях, а Россия показала свою готовность к более активному применению своего современного вооружения, хотя и на фоне некоторого сокращения военных затрат из-за экономических проблем. ©
Авторы World Military Balance 2017 отмечают, что по итогам минувшего года «во всем мире не сократилось число угроз безопасности, которые требуют внимания политиков. Конфликт и угрозы безопасности наблюдаются в Африке, на Ближнем Востоке, а в случае с Украиной — и в Европе. Северная Корея продолжает разрабатывать и испытывать свое ракетное вооружение. Большее число терактов в 2016 году говорит о растущем вызове со стороны транснациональных террористов. И все больше стран хотят использовать военную силу при решении своих национальных задач». При этом специалисты IISS отмечают, что военный баланс все больше продолжает смещаться в Азию.
Сообщается, что с 2012 по 2016 год затраты на оборону в Азии росли на 5–6% в год, но по итогам 2016 года общемировые затраты сократились на 0,4% — в основном благодаря снижению затрат ближневосточных государств. Уже в 2013 году Азия отодвинула Европу со второго места в мире по объему расходов на оборону, в 2016 году страны Азии потратили на оружие в 1,3 раза больше, чем страны Европы. Мировым лидером по военным расходам с большим отрывом остаются США — $604 млрд, на втором месте Китай со $145 млрд, на третьем Россия с $58,9 млрд.
___
Особенно отмечается, что «вызовы военному превосходству Запада становятся все значительнее — Китай приближается к военному паритету с ним». В связи с этим авторы доклада уделяют особое внимание растущему китайскому потенциалу. «Если раньше Китай в основном имитировал советские или российские образцы, то теперь становится очевидно, что в ключевых областях Китай сосредоточился на собственных исследованиях и производстве, что подкрепляется ростом ассигнований». Официальный военный бюджет Китая в 1,8 раза больше, чем военный бюджет Южной Кореи и Японии вместе взятые и составляет треть всех военных расходов стран Азии.
В докладе отмечается, что особенных успехов Китай достиг в военно-воздушной и военно-морской отраслях — начата работа над строительством трех новейших больших ракетных эсминцев типа 055, а из серии 13 новейших эсминцев типа 052D пять уже находятся в строю, а еще восемь будут сданы в эксплуатацию в 2017–2018 годах. Как следует из доклада, в минувшем году Китай начала оснащать свои ВВС последней модификацией ракеты «воздух—воздух» PL-10, которая «сопоставима с образцами лишь немногих ведущих военных держав мира».
Уделили внимание специалисты IISS и сообщениям о разработке новейшей сверхдальней ракеты «воздух—воздух» с радиусом действия до 300 км. В конце января китайская газета China Daily сообщила о том, что вооруженные силы КНР, возможно, испытывают новую ракету класса «воздух—воздух» большой дальности. Недавно на сайте Народно-освободительной армии Китая была опубликована фотография истребителя J-11B с неизвестной ракетой. Китайское военное ведомство не комментирует эту информацию.
Говоря о России, специалисты IISS отмечают, что «использование российского оружия в Сирии с сентября 2015 года… говорит о том, что Россия продолжает модернизировать свои вооруженные силы и наращивать возможности своих систем. Операция в Сирии говорит о том, что Россия не только хочет и способна размещать свои вооруженные силы, но и готовы использовать военную силу в ситуациях, когда считает себя пострадавшей — или считает, что она может пострадать, понеся геополитические потери». Говоря о ситуации вокруг Украины, авторы отчета отмечают, что «прямое использование российской военной мощи вылилось в быстрый захват Крыма. Когда Москва сочла, что ее интересы находятся под угрозой из-за наступления украинских войск, военное давление вновь было оказано — например в Зеленополье и Иловайске в 2014 году и Дебальцево в 2015 году».
При этом отмечается, что «некоторые образцы российского ракетного вооружения превосходят по дальности использования подобные системы стран НАТО и США»,— речь идет о реактивных системах залпового огня (РСЗО) «Смерч-М» со снарядами 9М55К, 9М525 и 9М542; о тактических ракетных комплексах «Точка-У» с ракетами 9М79 и 9М79-1, а также об оперативно-тактических ракетных комплексах «Искандер» с ракетами 9М723 и 9М728. Эксперты IISS отмечают, что использование новейших систем вооружения Россией говорит о том, что это связано с «усилиями России по сдерживанию растущей военной активности — особенно американской — вдоль российских границ». Впрочем, в докладе подчеркивается, что в 2016 году российские военные расходы сократились до $58,9 млрд с $66,1 млрд в 2015 году. «На ближайшие годы объявлены новые сокращения расходов по мере того, как российская экономика чувствует на себе последствия более низких цен на энергоносители и экономических санкций».
Говоря о динамике военных расходов стран НАТО эксперты IISS предлагают дождаться результатов начинающейся на этой неделе [конец февраля 2017 года] министерской встречи стран НАТО. В ходе встречи может быть принято решение о наращивании военных ассигнований в рамках поставленных ранее руководством НАТО целей об увеличении расходов странами альянса до 2% ВВП. По мнению IISS, это может быть «не лучшим итогом переговоров». «Европейские страны уже наращивают свои военные бюджеты, хотя и довольно постепенно. В 2016 году только две страны НАТО — Эстония и Греция — потратили на оборону 2% ВВП, тогда как в 2015 году таких стран было четыре». Эксперты IISS предупреждают, что если бы все европейские страны—члены НАТО в 2016 году выполнили решение о росте военных затрат до «2% ВВП», то общие военные расходы этих европейских стран подскочили бы на 40%.
Олег Макаров и Евгений Хвостик
«Популярная механика» и «Коммерсантъ», 11 октября 2016 - 14 февраля 2017
«Популярная механика» и «Коммерсантъ», 11 октября 2016 - 14 февраля 2017
Community Info