Нравились ли Аттиле римские бани? О Римской империи и варварских королях / Запад и Восток: история культур
Еженедельный лекторийи от Arzamas и РГБ. Весь мир в 20 лекциях: от китайской поэзии до Французской революции / Лекция №1. Читает Михаил Бойцов
Arzamas cовместно с Российской государственной библиотекой (РГБ) открывает Университет мечты. Это курс лекций длиной в полгода: история культуры в рассказах главных специалистов. ©
Далее в университете Arzamas: 2. Иероглифы /Восток
«Фавориты императора Гонория», Джон Уильям Уотерхаус, 1883
Михаил Бойцов — доктор исторических наук, профессор школы исторических наук и заведующий Лабораторией медиевистических исследований НИУ ВШЭ.
О Римской империи и варварских королях / Прямая трансляция первой лекции Университета Arzamas
Тезисы
Распространенные представления о том, что на Римскую империю внезапно обрушились орды дикарей, почему-то вырвавшиеся из густых германских лесов и решившие смести все на своем пути, глубоко ошибочны. Так называемую эпоху Великого переселения народов правильно представлять себе как долгий и очень сложный процесс взаимодействия разных сил. Причем результатом этого процесса стало то, что римская цивилизация хотя бы в какой-то мере сохранилась, а вот миры варваров-завоевателей исчезли практически без следа.
Привычное нам сочетание слов «Великое переселение народов» само способно ввести в заблуждение. Кажется, что речь идет о каких-то сложившихся «народах», которые в полном составе перемещаются из одной географической точки в другую, оставаясь и в дороге, и по новому адресу жительства все теми же самыми «народами». На самом же деле в то время различные человеческие сообщества постоянно сливались и расходились, меняя свои имена, языки и обычаи. При этом вряд ли хоть один из «переселявшихся народов» представлял сколько-нибудь целостный этнос. Новые этнические (и любые иные) группы как раз и складывались в ходе взаимодействия различных человеческих масс — порой только для того, чтобы тотчас же распасться.
Варварские королевства были очень хрупкими политическими образованиями. В частности, их бесконечно раздирали конфликты в правящей верхушке — неслучайно список королей, мирно закончивших свои дни, намного уступает списку королей свергнутых или погибших. Языковые, культурные и религиозные различия препятствовали сближению варварской знати с римской аристократией, а это делало власть германских королей и их соратников еще менее устойчивой. Выражение «варварские государства» вовсе не стоит использовать, поскольку слово «государство» предполагает относительно стабильную систему публичных институтов.
Интервью с лектором
— Как вы стали заниматься Римской империей и варварскими королями?
— Мне давно уже доводится читать лекции, а иногда даже писать учебники по истории европейского Средневековья. И прежде всего для самого себя мне нужно было составить какое-то представление о том, с чего мои Средние века начинались. А это означает украдкой заглядывать на участки соседей-античников. Впрочем, высоких заборов тут не выстроено, особенно применительно к столетиям на рубеже между нашими эпохами. Средневековая Европа так или иначе выросла из Римской державы, хотя сильно от нее и отличается. Важно понять, по каким причинам и как шли изменения: накапливались ли они постепенно или случались стремительно.
— Какое место занимает предмет вашего изучения в современном мире?
— Вопрос о непростых отношениях между римлянами и их соседями — один из тех, к которым историки возвращаются постоянно. Всякий раз, когда речь заходит о закате любой цивилизации, даже придуманной фантастами, — моделью так или иначе становится поздний Рим. Оно и понятно: при всем богатстве нашей общей истории кризис, приведший к столь радикальным переменам во всех сторонах жизни, европейский мир пережил лишь однажды. Самым же известным для наших современников проявлением того кризиса стали варварские нашествия, которые в учебниках принято называть Великим переселением народов. Иными словами, подчинение значительных частей Римской империи неримским правителям и неримской знати. Кáк только историки не описывали эти процессы! И сколь непохожие картины получали в итоге их читатели!
— Если бы вам нужно было очень быстро влюбить незнакомого человека в вашу тему, как бы вы это сделали?
— Не уверен, что там, где дело касается любви, требуется спешка. Тем более при общении с незнакомцами. Наверное, стоило бы начать вместе не быстро, а, наоборот, очень медленно, со всевозможными комментариями, читать сочинения Иордана /Иордан — готский историк VI века. Автор работы «О происхождении и деяниях гетов»/, Евгиппия /Евгиппий — церковный писатель VI века, автор Жития святого Северина, очень популярного в Средние века, а ныне являющегося ценным источником по эпохе варварского завоевания/, Приска /Приск Панийский — позднеантичный дипломат, историк и писатель V века. Во время государственной службы много путешествовал, в частности был в составе посольства к вождю гуннов Аттиле. Автор «Византийской истории и деяний Аттилы в восьми книгах». До нас дошли не все тома этой работы/, а потом еще и Прокопия. Уверен, что в конце концов незнакомец не только полюбил бы тему, но даже стал бы в ней заметным специалистом.
— Что самое интересное вы узнали, работая с этим материалом?
— Меня когда-то поразило, насколько изысканно, гибко и разнообразно умели думать и писать римские интеллектуалы в ту эпоху, с которой мы привыкли связывать упадок их культуры. Действительно, они все реже создавали великие произведения (хотя именно тогда Августин написал свою «Исповедь»), но удивительно свободно и тонко обращались с тем, что уже было выработано до них. Ведь каким изощренным многоуровневым мышлением должен был обладать Кассиодор /Кассиодор — римский писатель, историк и государственный деятель VI века/, чтобы сочинить готам историю их народа, но по лекалам римского историописания! Наверное, он усмехался над каждой своей фразой, но понимал, что стоит хоть готу, хоть римлянину заподозрить пускай всего лишь намек на иронию в его сочинении, и ему не сносить головы. Никак не менее многосложен — только не в литературном творчестве, а в управлении большой пограничной провинцией — был Северин, прославленный в качестве святого! Ему, похоже, приходилось играть сразу несколько непростых ролей одновременно — как для беспокойных германцев, так и для своих римлян. И самое удивительное, что во всех ролях он снискал успех у очень разной по вкусам публики.
— Если бы у вас была возможность заняться сейчас совсем другой темой, что бы вы выбрали и почему?
— К счастью, у меня действительно имеется такая возможность: германцы с римлянами вовсе не поглотили все мое время. В близком будущем мне предстоит подготовить исследование о том, как некоторые немецкие князья в середине XIV века успешно переписывали историю и придумывали иные хитрые средства укрепить свои позиции в Священной Римской империи.
Где узнать больше
Эдуард Артур Томпсон. «Римляне и варвары. Падение Западной империи» (2003)
Эта книга известного британского историка, состоящая из серии отдельных очерков, дает хорошее представление о том, как именно происходило «падение Западной империи». Читать Томпсона — дело увлекательное: он разыскивает в своем материале и мастерски обыгрывает яркие детали. К тому же автор — человек с юмором. Но главное — его взгляд на взаимоотношения римлян и варваров очень сильно отличается от привычного нам со школы.
Александр Корсунский, Роберт Гюнтер. «Упадок и гибель Западной Римской империи и возникновение германских королевств (до середины VI века)» (1984)
Книга едва ли не во всех отношениях противоположная Томпсону: чувством юмора авторы не блещут, читать их произведение тяжело, но полезно. Книга восстанавливает последовательность основных походов, завоеваний и переворотов — правда, читателю придется предпринять самостоятельное усилие и синхронизировать рассказ, разбитый авторами по регионам. Вообще лучше всего не пытаться прочесть эту книгу от начала до конца, а заглядывать в нее при необходимости как в справочник.
Хервиг Вольфрам. «Готы. От истоков до середины VI века» (2003) Вера Буданова. «Готы в эпоху Великого переселения народов» (1990)
Обе книги, особенно прочитанные одна за другой, дадут не только обзор практически всех сведений, известных о готах, но и в целом представление о той эпохе, когда готы были одной из важнейших сил, определявших ход событий.

Прибытие португальского корабля. Роспись на шестистворчатой ширме. Япония, 1620–1640 годы
Что такое Университет Arzamas?
О проекте
В октябре 2016 года Arzamas cовместно с Российской государственной библиотекой открыл Университет мечты. Это был курс лекций длиной в полгода: история культуры в рассказах главных специалистов. Лекции проходили каждое воскресенье в конференц-зале РГБ. Вход был свободный, но количество мест ограниченно, пройти могли первые 500 посетителей. Форма одежды — праздничная. Лекция продолжались около часа, после нее — вопросы и общение с лектором.
Запад / Вступительное слово
Европа на переломе эпох
Курс «Запад» построен на общности исторического чувства — мы не можем не ощущать, что живем в эпоху больших изменений: социальных, национальных, информационных, технических — всевозможных. Но столь ли они велики, как нам кажется? Обратимся к эпохам, оставившим достаточный документальный след, знакомым нам по книгам и художественным фильмам.
Крушение великой империи, столкновения западных и восточных цивилизаций, радикальные изменения внутри европейского мира. Хотя эти слова описывают отнюдь не современную ситуацию, они нам привычны. Но в данном случае речь идет о формировании Европы, вернее, европейской цивилизации.
Для нашей серии лекций выбраны исторические эпохи, хронологически относящиеся к Средневековью и раннему Новому времени, иными словами — приблизительно к IV–XVIII векам. Это ключевые моменты, сформировавшие явление, которое позднее станут называть Европой, или Западом.
Мы начнем с разговора о великом культурном сломе. Как в эпоху заката Римской империи возникли новые политические образования, превратившиеся с течением времени в привычные нам европейские страны? Как рождался христианский мир и как принявшая христианство империя, наследница античной культуры, взаимодействовала с «варварским» язычеством? Как Западная Европа связана с Востоком, точнее, с исламом? Как был устроен культурный обмен между новыми соседями?
К концу первого тысячелетия европейский Запад во многом обретает собственное лицо, утверждаясь в своих пределах и в своей социокультурной специфике. Этой территориальной идентичности и тому, что принято именовать европейским феодализмом, будет посвящена отдельная лекция, вплотную подводящая нас к концу Средних веков.
Отдельная часть курса сфокусирована на раннем Новом времени. Речь пойдет об «информационной революции» рубежа XV–XVI веков — изобретении и распространении книгопечатания, оказавшего огромное воздействие не только на культуру Европы, но и на формирование наций и государств. Открытие Нового Света резко расширило горизонты европейцев (а в перспективе — значительно расширило само представление о том, что есть Запад) и изменило политику и экономику Старого Света. Реформация покончила с единством западного христианского мира, расколов его на противоборствующие лагери католиков и протестантов, вынудив европейцев существовать в условиях конфликта, отголоски которого слышны до сих пор.
Кардинальные изменения переживает в раннее Новое время и политическая культура, особенно если сравнивать ее со средневековыми аналогами. Возникают новые политические реалии, новые общественные институты, государства стремительно централизуются. Но одновременно происходит и переосмысление полномочий представительных учреждений. В XVI–XVIII веках намечаются разломы между частной и публичной сферами жизни, между государством и обществом. Наконец, Французская революция 1789 года подводит итог эпохе: на смену старой Европе приходит Европа модерна, гораздо более узнаваемая для современного наблюдателя.
Курс призван погрузить слушателей в мир, кажущийся знакомым и узнаваемым с детства благодаря школьной программе по истории, прочитанным книгам, образам, созданным кино и телевидением. Мы надеемся, что это узнавание сменится удивлением и даже недоумением по мере того, как привычные образы будут оспорены; а лекции вызовут у слушателей новые вопросы и новый интерес к тому, чем же была и стала по прошествии столетий Европа и как она соотносится с остальным миром.
Восток / Вступительное слово
Чем интересен Восток?
Мы начинаем цикл лекций о Востоке, которые будут перемежаться лекциями «западного» цикла. Я, как куратор «восточного» направления, безусловно соглашаюсь с академиком Сергеем Федоровичем Ольденбургом, почти сто лет назад предварившим первый номер журнала «Восток» словами: «Связи Запада с Востоком старинные, и к глубокой древности восходит интерес к Востоку».
С тех пор Восток изменился; много глубокого и верного написано и сказано о различных сторонах многообразных восточных культур; но, пожалуй, даже самый решительный человек не возьмется утверждать, что интерес к Востоку удовлетворен хоть в малой мере. На это и рассчитывает в проекте «Университет Arzamas» группа ученых-востоковедов, взявшая на себя труднейшую задачу в десяти лекциях дать широкую панораму Востока и географически — от Дальнего Востока до Передней Азии, и тематически — от языков до религий и верований, от поэтической классики до священных текстов.
Глубокое внутреннее единство Востока и Запада нас будет связывать с коллегами из «западного» цикла. Восточники расскажут об иудейских основах западной цивилизации, западники — о Крестовых походах, причем не столько о завоеваниях и битвах, сколько о встрече западной и восточной культур, самой, пожалуй, масштабной после походов Александра Македонского.
Очень о многом нам не удастся поговорить за недостатком времени. Даже те культуры, которым будут посвящены лекции, взяты нами до обидного односторонне и бегло.
Станем уповать на продолжение — не в надежде исчерпать тему Востока, а в стремлении и дальше делиться с заинтересованными слушателями знаниями, возможно, более глубокими и обширными.
В «восточной» команде лекторов «Университета Arzamas» собрались ведущие специалисты в своих областях знаний, авторы множества статей и монографий, люди с высокой профессиональной репутацией. Не менее важно, что всех их отличает высокая человеческая порядочность — и в жизни, и в науке. В большинстве своем они представляют Институт восточных культур и античности РГГУ, то есть школу выверенного взвешенного знания, продолжающую лучшие традиции отечественного востоковедения.
Вместе с тем наши лекторы далеки от занудного гелертерства, сухого педантизма. Их рассказы будут не только глубоко познавательны, но и легки, веселы, раскованны.
Так что приходите в наш «Университет Arzamas» — вам понравится.
Почему это Университет мечты?
Потому что это красиво и многообещающе. Потому что наши лекторы — самые лучшие. Потому что выбранные темы самые точные и интересные. Потому что двери университета открыты каждому. Потому что это университет без деканата, вступительного экзамена и студентов, которые учатся против воли. Зато со странной зачеткой.
Что такое зачетка и зачем она мне?
Каждый желающий сможет получить маленькую книжку. Прямо на лекции. Эта книжка — что-то среднее между альбомом с наклейками и университетской зачеткой. Внутри — 1 ваша фотография, 10 страниц и 21 место для наклеек. На каждой лекции будет раздаваться уникальная наклейка. Если честно, мы еще не придумали, что получит тот, кто соберет все наклейки. Но будьте уверены: коллекционер не останется с пустыми руками.
_______
Куратор направления «Восток» - Илья Смирнов. Кураторы направления «Запад» - Мария Неклюдова, Анна Серёгина. Продюсер - Наталья Гребенщикова. Автор идеи - Елена Шумилова. Редакторы - Филипп Дзядко, Олег Коронный.
Михаил Бойцов
© «Arzamas», 9 октября 2016
© «Arzamas», 9 октября 2016
Community Info