mamlas (mamlas) wrote in eto_fake,
mamlas
mamlas
eto_fake

Category:

Древнеславянская Европа #2 Северная Германия, Нордальбингия / начало

Ещё о народах Др.Европы, в т.ч. о славянах в Др.Европы, а также о норманизме и Европе

Славяне у берегов Северного моря
Древнеславянская Европа / Статья 2014 года

Несмотря на то, что история изучения балтийских славян насчитывает не один век, над исследованиями трудились многие десятки учёных самых разных дисциплин, а библиография насчитывает сотни солидных томов, на некоторые её страницы почти никогда не обращалось внимания. ©

Ещё с Паулем


Порт современного Гамбурга – «ворота в Северное море»

Одной из таких незаслуженно забытых страниц истории балтийских славян можно назвать историю Нордальбингии – исторической области, граничащей с Северным морем германской части южной Ютландии.

Административно историческая Нордальбингия – это западная часть современной немецкой федеративной земли Шлезвиг-Гольштейн. Название её переводится просто: «земли к северу от Эльбы/Лабы» (от «норд» – север и «Альба» – Эльба). Столицей исторической Нордальбингии, если можно так выразиться, был город Гамбург – один из самых богатых и важных городов Германии за всю её историю, являющийся вторым по величине и значению городом этой страны и по сей день. В XI веке Адам Бременский описывал Нордальбингию следующими словами:

«Поскольку выпал удобный случай, мне кажется полезным рассказать о том, какие народы по ту сторону Эльбы относятся к Гамбургскому диоцезу. Последний ограничен с запада Британским океаном, с юга – рекой Эльбой, с востока – рекой Пеной, впадающей в Варварское море, а с севера – рекой Эйдер, которая отделяет данов от саксов. Есть три племени заэльбских саксов: первые [живут] у океана и [зовутся] дитмарсами; их главная церковь [находится] в Мельдорфе; вторые – гользаты – зовутся так по лесам, в которых живут; через их [землю] протекает река Стурия; церковь их [расположена] в Шонфельде. Третьи и самые благородные [среди них] зовутся штурмарами, поскольку народ этот склонен к частым возмущениям. Между ними возвышает свою голову митрополия – Гамбург, некогда сильный воинами и оружием, счастливый землёй и плодами, а ныне открытый в наказание за грехи и обращённый в пустыню» (Адам, 2-17).

Название последнего перечисленного Адамом саксонского племени Нордальбингии – штурмарнов – на самом деле происходило от реки Штёр, по которой они селились, что было наивно истолковано им от немецкого «штёрм», то есть «штурм». Границы Нордальбингии, таким образом, были ограничены рекой Эльбой на юге, Северным морем на западе, рекой Эйдер на севере и названной им в другом месте limes saxoniae – т.н. «саксонской границей», в реальности, правда, никогда не существовавшей, на востоке.


___
Limes saxoniae, Данневерк, торговые пути и важнейшие крепости в северной и западной Саксонии

Схожим образом описывал Нордальбингию в XII веке и Гельмольд: «Нордальбингов же три племени — штурмары, гользаты и дитмарши. Они не сильно различаются между собой ни по внешнему виду, ни по языку, все соблюдают саксонское право и христианскую веру, хотя при этом, из-за соседства с язычниками, имеют обыкновение предаваться грабежам и разбоям» (Гельмольд, 1-47).

Наверное, после таких описаний, уже на этом месте может возникнуть вопрос – какое же отношение все эти саксонские племена и земли вообще имеют к балтийским славянам? Попробуем разобраться.

Первые упоминания о балтийских славянах в немецких источниках относятся к концу VIII века. Именно в это время, в процессе подчинения саксонцев своей власти, франки впервые выходят к Эльбе. Хроники не сохранили подробностей этих самых ранних контактов франков с балтийскими славянами, но уже с первых упоминаний конца VIII века, ободриты предстают в них как давние и близкие союзники франков против саксонцев. В 789 году ободритский князь Дражко, помогая Карлу Великому в подавлении саксонского восстания, одерживает крупную победу над саксонским войском на реке Свентане в Вагрии – победу, предрешившую историческую судьбу Саксонии, и которую франкские императоры ценили и помнили ещё долгие годы.

В 804 году Карл Великий прибыл для встречи с данами и ободритами в город Холленштедт, где Дражко был пожалован не только титул короля, но и значительные территории по обеим сторонам от Эльбы. Как сообщают франкские анналы: «…Приведя войско в Саксонию, он переселил во Франкию всех саксов, которые жили за Эльбой и в Вихмодии вместе с жёнами и детьми и отдал заэльбские паги ободритам».

Биограф Карла Великого Эйнхард сообщает и число депортированных саксов, составлявшее с женщинами и детьми 10 000, что, учитывая крайне небольшую плотность заселения этих мест, действительно могло подразумевать основную часть населения. Таким образом, с начала IX века Нордальбингия переходит во владение ободритов и, стоит полагать, после запустения земли в результате депортации саксов, начинает заселяться славянами. Славяне выходят к Северному морю.


___
Исторические области западной и северной Саксонии и ободритские земли

Однако славянское заселение исторических саксонских земель должно было начаться раньше 804 года. Не позднее VIII века славянским племенем древан были заселены земли между реками Эльбой и Эльменау, доходя на юг до северных предгорий Гарца. Любопытными кажутся и результаты археологических исследований в исторической саксонской области Барденгау, где славянская керамика была обнаружена в наиболее значительных саксонских культурных и политических центрах – Бардевике и Люнебурге. Однако к ещё более поразительным выводам пришли исследовавшие саму крепость Холленштедт, в которой в 804 году останавливался Карл Великий, археологи.

«Не только расположение на песчаном перешейке в болотистой низине реки Эсте и отсутствие наземного моста в районе ворот, но и сама внутренняя конструкция крепостного вала, состоявшая из заполненных досками и брёвнами деревянных коробов, как, в меньшей степени, и чашеобразное обустройство заполненного камнями верхнего уровня обороны, также и дома из плетённой конструкции внутри крепости, славянская керамика, найденная не только внутри крепостных стен, но и в наполнении конструкции вала, совершенно однозначно указывают на то, что строителями крепости могли быть только славяне. На славян, как на строителей крепости, указывают также и места находок керамики внутри крепостных стен. Так, поздняя и позднейшая саксонская керамика была отчётливо сконцентрирована в баракообразных пристройках к внутренним стенам вала и была представлена в намного меньшем количестве, чем керамика славянская. Славянская же керамика имела совсем иное распространение и была найдена, кроме этих же пристроек, также и в «свободной» части крепости, где стояли жилые дома. Это обстоятельство позволяет видеть в позднесаксонских сосудах ёмкости для хранения запасов, а в славянской – посуду, использовавшуюся населением крепости».1


___
План крепости Холленштедт


___
Славянская и саксонская керамика из крепости Холленштедт

Иными словами, археологи пришли к выводу, что крепость Холленштедт построили и населяли славяне. Судя по всему, тут сидел славянский князь, собиравший подати с местного саксонского населения, которые потом бережно складывал в амбарах в виде запасов на случай осады или просто для хранения. Логично было бы предположить, что встретившийся в Холленштедте с Дражко Карл Великий, тогда, вместе с другими саксонскими землями, и передал славянам и эту крепость. Однако всё же получается, что в 804 году Карл приехал в уже существовавшую здесь славянскую крепость. Быть может, потому хронист и говорит лишь о передаче Вигмодии и Нордальбингии – областей к западу и северу от области Барденгау, на юге которой располагался Холленштедт – но не упоминает притом самого Барденгау, что эти земли уже контролировались ободритами на начало VIII века? Не случайной кажется, в таком случае, и концентрация славянских находок вокруг Холленштедта: в Моисбурге, Даэрсторфе и Хандело найдена славянская керамика; в Кетцендорфе – славянские захоронения, в Какербеке – землянки с характерным для славян расположением очага. Далее на восток, от Бардовика и Люнебурга, где селилось племя древан, славянские находки известны повсеместно.

Проведённые в Холленштедте дендрохронологические анализы показали 892/959 г. для брёвен крепости и 887/939 г. для брёвен рва, а радиоуглеродные – 620-880 г. для рва и 430-650 г. для крепости. Отчётливый промежуток в более чем полвека для брёвен можно было бы рассматривать как указание на перестройку в X веке, однако, на срезе вала 2 фаз существования выявлено не было. И дендродаты, и радиоуглеродные показатели сильно противоречили представлению исследователей об истории своего региона. Действительно, с 817 года эти земли должны были перейти к франкам, а славянское население целых городов так далеко на юго-западе не упоминалось в письменных источниках. В итоге, была предложена интерпретация находок из «общеисторических соображений», в которой дату оставления крепости славянами предлагалось поместить в 817 год, признав не сошедшиеся с ожиданиями данные ошибочными. Поверить в то, что славяне занимали стратегическую крепость в сердце Саксонии до целый век, а то и два, действительно не просто, потому, предложив каждому самому сделать кажущийся наиболее вероятным вывод, вернёмся к франкам и ободритам.


___
Крепость Холленштедт, руины крепостного вала


___
Крепость Холленштедт, макет-реконструкция

Хотя Карл и выказал Дражко своё расположение в 804 году, франки, похоже, не особо доверяли славянским союзникам. Иначе сложно объяснить появившийся в следующем 805 году в диденхоффском капитуляре запрет на продажу оружия в торгующих со славянами городах. Также в эти города были назначены военные управляющие. Нам же, в данном случае, более интересна география городов этого списка: Шезла, Бардовик, Магдебург, Эрфурт, Гальштадт, Форсхайм, Бармбек и Регенсбург – отражающие действительную границу немецко-славянского населения Германии на тот момент, а не отождествляемую с ней в большинстве случаев саксонско-сербскую политическую границу франкской империи.


___
Королевство ободритов в IX веке и рассматриваемые в статье города

Однако, как бы там ни было, во время правления Дражко отношения ободритов с франками оставались очень хорошими. Когда в 808 году королевство Дражко было атаковано с севера данами, с востока – велетами, а подчинённые ободритам, сидевшие по Эльбе славянские племена смельдингов и линонов подняли мятеж, перейдя на сторону данов, франки оказали ободритам помощь усмирением этих славянских племён. В том же 808 году франками было основано две новых, предназначавшихся для защиты от славян, крепости на Эльбе, одна из которых была Хохбуки, напротив столицы линонов, а местоположение второй неизвестно.

В следующем, 809 году для защиты, на этот раз уже от датчан, франки основывают крепость Эссефельд (современное Итцехое) на реке Штёр в Нордальбингии. По всей видимости, ободриты не воспринимали в то время франкские крепости как покушение на своё влияние в регионе: и в Хохбуки, и в Эссефельде найдено немало славянской керамики, что, учитывая отсутствие прямого сообщения этих крепостей с франкскими землями, возможно, указывает на ободритскую помощь франкским гарнизонам крепостей ресурсами. Не менее вероятным кажется и возможность смешанных франко-славянских гарнизонов обоих крепостей. Для крепости Эссенфельде, однако, при этом был назначен саксонский начальник.

Такое же положение вещей сохранялось и в 815 году, когда союзные франкские, ободритские и саксонские войска совершили военный поход в Ютландию. Лишь в 817 году, когда не пожелавший, как того хотели франки, разделить власть с наследником Дражко, Чедрагом, ободритский князь Славомир поднял мятеж. Совместно с данами Славомир нападает на Эссефельде, однако, успеха добиться ему не удаётся, и уже через два года франки смещают его, передавая власть Чедрагу. Хорошие отношения с франками на этом прекращаются. В том же году впервые упоминается и «саксонская граница», хоть и без точных географических указаний, но явно свидетельствующая о переходе земель к югу от Эльбы, если ещё и не всей Нордальбингии, в прямую администрацию франков. В 822 году в анналах королевства франков сообщается о постройке очередной франкской крепости на Эльбе, теперь уже на совсем иных условиях: «По приказу императора, саксы возводят некий замок за Эльбой, в месте, название которому – Дельбенде. И когда из него были изгнаны славяне, которые занимали его до этого, против набегов тех [славян] в нём был размещён саксонский гарнизон».

Где точно находилась эта крепость неизвестно. С одной стороны – название очень созвучно с рекой Дельвенау, но с другой – даётся прямое указание на расположение крепости на Эльбе. Двумя веками позднее Адам Бременский указывал, что кроме реки с таким названием, существовал ещё и Дельбендерский лес (Адам, 2-18), разделявший славянские и нордальбингские земли и находившийся, по всей видимости, где-то в Нижнем течении Эльбы, между современными городами Гамбург и Лауэнбург.

Кажется правдоподобным предположение археолога Фридриха Лаукса о том, что крепость Дельбенде – это и есть крепость Гаммабург, будущий Гамбург. Название же славянского поселения Дельбенде могло происходить от Дельбендерского леса, и не обязательно оно должно было находиться на самой реке Дельбенде. Аргументом в защиту такой версии можно привести не только отсутствие сообщений об основании Гамбурга, который упоминается впервые в 831 году уже как действующая крепость на Эльбе, но и данные археологических исследований, установившие в наиболее древней части крепости Гаммабург выполненную славянской техникой деревянную мостовую, также как и славянскую керамику. Сама же крепость, по мнению археологов, была построена техникой, характерной для франков и, таким образом, действительно не плохо подходит под описание анналов – основание франкской крепости на месте бывшего славянского поселения после изгнания его жителей.


___
Крепость Гаммабург IX века, макет в экспозиции городского музея Гамбурга


___
Находки из самого раннего слоя крепости Гаммабург – славянская керамика и мечи на экспозиции городского музея Гамбурга

Предполагается, что первая гамбургская крепость, основанная саксонцами, появилась на этом месте ещё в конце VIII века – славянский слой в ней был вторым по счёту и располагался на следах пожара. Если эти предположения верны, то концом VIII – началом IХ века можно датировать первое разрушение саксонского Гамбурга славянами. Переход же славянского Гамбурга к франкам мог прийтись на 817-822 годы, причём последняя дата кажется более вероятной.


___
Месторасположение бывшего славянского поселения и позднейшей франкской крепости Гаммабург в центре современного Гамбурга напротив руин гамбургского собора. Установленные на месте бывшего городища белые скамьи в наше время представляют жителям вечно спешащего мегаполиса возможность для отдыха прямо на месте исторических событий

Как и отмечалось выше, после 819 года ободриты должны были потерять контроль над большинством расположенных к югу от Эльбы земель, хотя славянское население продолжало оставаться на своих местах, как это показывает не только пример с древанами, сохранявшими там славянскую речь до XVIII века, но и следы в топонимике. К примеру, два указывающие на славян топонима – Венден и Венденбёрстель – известны в районе Нинбурга на реке Везер. Сложнее сказать, сохранили ли ободриты контроль над Нордальбингией и выход к Северному морю после 817 года. По всей видимости, весь оставшийся IX век и франки, и ободриты рассматривали эти земли как свои, хотя в реальности же контролировали, по крайней мере большую их часть, франки, а ободриты лишь совершали на них набеги. Войны и столкновения ободритов и франков продолжались весь IX век, повторяясь в 845, 858, 862, 867 и 889 годах. Попытка заключения мира в 895 году не принесла результатов, и следующие нападения ободритов на Нордальбингию известны под 900 и 920 гг., пока девять лет спустя немецкий император Генрих окончательно не подчиняет ободритов и вильцев.

Возможно, одно из немногих указаний на «славянский Гамбург» в источниках содержится в описании уже упомянутого выше конфликта 845 года. Фульдские анналы сообщают о разрушении Парижа и Гамбурга в этом году норманном Ориком, пришедшим в Саксонию по Эльбе и разбитым позже Карлом. Бертинские же анналы передают эту историю несколько иначе. Описывая нападение Орика на Париж и столкновение с войском Карла, они в то же время ничего не знают о разрушении Гамбурга. Вместо этого сообщается, что пришедший по Эльбе в том же году флот Орика был разбит саксонцами, которые на обратном пути нападают на какой-то город славян и захватывают его. Был ли этот безымянный захваченный «город славян» Бертинских анналов Гаммабургом, разрушение которого в том же году Фульдские анналы связывали с Ориком и его походом на Эльбу? Исходя из того, что другие анналы ничего не знают о разрушении в 845 году каких-либо других городов на Эльбе, кроме Гамбурга, а само разрушение последнего подтверждается сравнительным анализом источников2, сообщение Бертинских анналов вполне можно рассматривать как историческое упоминание «славянского Гамбурга».

Прим.: ссылки читаются при наведении на них курсора
Tags: архе_геология, архивы_источники_документы, версии и прогнозы, войны и конфликты, геополитика и территории, германия, города и сёла, дискуссии, древний мир, европа, интересно, исследования и опросы, история, колониализм, культура, мифы и мистификации, мнения и аналитика, музеи и выставки, народы, наследие, наука, независимость и суверенитет, немцы, норманизм, польша, правители, прибалтика, регионы, реки и водоёмы, русские и славяне, русский мир, сказки и эпос, современность, средневековье, турция и византия, уровень жизни, ученые, факты и свидетели, фольклор, эпохи, языки
Subscribe
promo eto_fake march 28, 2012 00:37 7
Buy for 10 tokens
Large Visitor Globe Поиск по сообществу по комментариям
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments