mamlas (mamlas) wrote in eto_fake,
mamlas
mamlas
eto_fake

Categories:

По каким законам казнили и почему не смогли реабилитировать Синюю Бороду

Ещё о законах Средневековья, в т.ч. о пытках

Признание Синей Бороды
Составитель курса Ольга Тогоева о том, как в Cредние века искали преступников, доказывали их виновность и приводили в исполнение приговоры / Курс № 8 Преступление и наказание в Средние века

О чем рассказывает история Жиля де Ре, что такое «инквизиционная революция» и чем испытание огнем и водой отличается от пытки. ©

Ещё курсе №8 и ещё с Тогоевой


Как в конце XX века активисты попытались оправдать Жиля де Ре.

Лектор — Ольга Тогоева, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН.

Признание Синей Бороды. Эпизод 1/6

В 1440 году в Нанте, столице герцогства Бретонского, шел процесс над Жилем де Ре, которого мы знаем под именем Синяя Борода. Он был одним из самых известных людей XV века, богатейшим человеком Бретани, бароном и маршалом Франции, принимал участие в Столетней войне. Обвиняли его в занятиях алхимией и колдовством, в том, что он заключил договор с дьяволом, и в многочисленных убийствах мальчиков.

Зачитав перед ним обвинение, ему предложили признаться во всем в присутствии судей и свидетелей. Жиль де Ре признаваться отказался и предложил, чтобы его испытали в суде каленым железом. Судьи отказали ему в этой просьбе и предложили отправить его на пытку. Тогда Жиль де Ре признался во всех преступлениях и был казнен.

«С одной стороны, этот казус достаточно прост, поскольку большинство средневековых преступников признавались в cвоих преступлениях в суде даже без применения пытки, достаточно было продемонстрировать им пыточные орудия. Но для нас он очень интересен потому, что в нем, как в капле воды, отражаются противоречия, которые были свойственны средневековой судебной процедуре».
/ Ольга Тогоева

Испытание, которое предложил Жиль де Ре, относилось к так называемой обвинительной процедуре, или «божьему суду». Она возникла в раннем Средневековье и до какого-то времени была принята во всех судах Западной Европы. Обвинительная — потому что ни одно дело при ней не могло начаться без наличия истца, приносящего клятву в том, что его обвинение истинно. В ответ обвиняемый имел право предложить провести испытание, которое называлось ордалией.

Ордалия могла выглядеть как очистительная клятва в том, что он невиновен, принесенная на Библии. Если по каким-то причинам обвиняемый не мог принести такую клятву, он мог предложить так называемую одностороннюю ордалию, которая проводилась при помощи каленого железа (человек держал в руке раскаленный брусок железа), холодной воды (человек должен был выпить определенное количество холодной воды и не захлебнуться), так называемого плаванья (человека бросали в воду и смотрели, утонет он или нет) и так далее. Кроме того, существовала двусторонняя ордалия, когда обвиняемый вызывал своего обвинителя на судебный поединок либо они оба выдвигали своих представителей.

Существовали также специфические ордалии, которые назывались божественными: например, когда человека вешали, обрывалась веревка, или не находилась лестница, или чудесным образом открывались двери тюрьмы, или какая-нибудь девица выступала вперед из толпы и говорила: «Я хочу этого обвиняемого себе в мужья», в таком случае судьи были обязаны отдать ей этого преступника.

«Проблема заключалась в том, что при всех этих ордалиях судьи выступали лишь свидетелями высшей воли. Главным судьей был Господь. Это он давал людям знать, виновен или невиновен тот или иной человек. Судьям оставалось лишь это засвидетельствовать. И конечно, в какой-то момент эта ситуация перестала их устраивать».
/ Ольга Тогоева

Причин, по которым начали происходить изменения в судебной сфере, несколько: это рост населения, в результате которого возникала необходимость в мощных судебных органах, изменение позиции правителя, низкая раскрываемость преступлений при обвинительной процедуре. Кроме того, к XII веку в Западной Европе образовалось огромное количество еретических сект, с членами которых бороться с помощью обвинительной процедуры было невозможно. Наконец, в XI–XII веках в Западной Европе активно стали вспоминать о римском праве, из которого в результате и была заимствована новая процедура.

Она называлась инквизиционной. Теперь судья мог возбуждать дело, основываясь на собственных подозрениях, и, таким образом, становился главным оппонентом обвиняемого: он мог провести допрос и применить пытку.

«Новая процедура дала судьям огромные полномочия, но она также способствовала развитию многих других правовых институтов. Адвокаты, прокуроры, развитие делопроизводства, развитие самих тюрем — все это было связано с рождением новой инквизиционной процедуры».
/ Ольга Тогоева

Этот переход от обвинительной к инквизиционной процедуре в современной истории права называют инквизиционной революцией.

Конечно, далеко не все считали, что новая процедура хороша: для многих высшим судией все равно оставался Христос. Именно такую позицию занимал Жиль де Ре, предложивший провести ордалию каленым железом. Но для его судей новая процедура была уже нормой. Этот казус демонстрирует, насколько живучими были старые правовые нормы, несмотря на то что уже была официально введена новая процедура.


Статья о Синей Бороде. Гравюры Уинслоу Хомера. 1868 год / Кликабельно

Реабилитация Синей Бороды

Как через 550 лет после осуждения и казни героя Столетней войны Жиля де Ре активисты организовали новый суд над ним и попытались его оправдать — и почему из этого ничего не вышло.

26 октября 1440 года в Нанте был повешен и сожжен Жиль де Ре, прототип Синей Бороды, обвинявшийся в занятиях черной магией и сношениях с дьяволом, а также в жестоких убийствах 150 мальчиков и девочек. Незадолго до этого он вместе с Жанной д’Арк сражался против англичан, был признан героем Столетней войны и получил титул маршала Франции, но с тех пор превратился в воображении французов в олицетворение зла.

В 1992 году группа юристов, историков и писателей во главе с Жильбером Пруто, автором новой биографии Синей Бороды «Жиль де Ре, или Пасть волка», решила восстановить справедливость и организовала судебное заседание, которое прошло 9 ноября в Люксембургском дворце в Париже. Пруто утверждал, что Жиль де Ре стал жертвой обстоятельств и был арестован по приказу Иоанна V, герцога Бретонского, который просто хотел завладеть его замками. Несправедливый суд над Жилем де Ре Пруто назвал «первым сталинским процессом в истории».

Кроме Пруто на процессе выступил Пьер Симон, специалист по исследованиям сексуальности. Он заявил, что Жиль де Ре был эрудитом, переводившим сочинения святого Августина, а сожгли его за то, что он «предвозвестил Ренессанс». Мишель Крепо, бывший министр юстиции, добавил, что истинные мотивы судебного процесса были чисто политическими: «Если бы его судили в рамках общего права, остальных воинов его времени и даже позже нужно было бы тоже привлечь к суду». Крепо также напомнил о том, что в колдовстве обвиняли Жанну д’Арк.


Заметка «Второй шанс Синей Бороды» в газете The Guardian. 17 июня 1992 года

Впрочем, Мишель Флери — по словам The New York Times, историк-любитель, автор порядка двух сотен книг о Жиле де Ре — отметил, что узнать, как все обстояло на самом деле, невозможно: «Давайте постараемся найти что-то, максимально приближенное к правде, но не будем делать вид, что мы ее знаем». В заключение председатель сессии Анри Жюрами подвел итог: в 1440 году суду не было предъявлено никаких вещественных доказательств вины Жиля де Ре, а его признание было получено под пытками.

В результате заседания на этот раз де Ре был оправдан. Об оправдании Синей Бороды написал бельгийский журнал Le Soir, английская The Guardian, The New York Times и другие. Газеты писали, что суд обратился к президенту Франции Франсуа Миттерану с просьбой реабилитировать Жиля де Ре, чтобы «восстановить историческую справедливость». Тем не менее представители университетского научного сообщества увидели в суде, организованном Пруто, всего лишь спектакль: это заседание не имело никаких формальных прав реабилитировать или не реабилитировать осужденных, а самого писателя не раз упрекали за недостаточное знание истории религии, права и средневековых институтов, а его книгу — за «создание невероятной путаницы между историческими событиями и воображением автора». 
_______

Источники: Caviglioli F. Victime en 1440 du premier procès stalinien de l'histoire? Justice pour Barbe-Bleue! Le Nouvel Observateur. 12–18 décembre. 1991. || Riding A. Bluebeard Has His Day in Court: Not Guilty. The New York Times. 17 November. 1992.

Ольга Тогоева и Надежда Бирюкова
«Arzamas», 26 февраля 2015
Tags: 20-й век, 90-е, биографии и личности, видео, европа, законы и конституция, запад, идеология и власть, известные люди, интервью и репортаж, история, культура, мистика и оккультизм, мифы и мистификации, мракобесие, нравы и мораль, общество и население, преступления и наказания, пытки, репрессии и цензура, символы, современность, средневековье, страны и столицы, суды и следствия, турция и византия, фальсификации и мошенничества, франция, эпохи
Subscribe
promo eto_fake march 28, 2012 00:37 7
Buy for 10 tokens
Large Visitor Globe Поиск по сообществу по комментариям
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments