История древней Мезоамерики. Лекция №3. Мезоамерика на заре цивилизации
Курс «История древней Мезоамерики»: 10 лекций историка Дмитрия Беляева о становлении мезоамериканской цивилизации, ее культуре и политической жизни
Историк Дмитрий Беляев о формах социальной организации, появлении первых вождей и акефальных сложных обществах. ©
Ещё в курсе

Дмитрий Беляев — кандидат исторических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, заместитель директора Учебно-научного Мезоамериканского центра им. Ю.В. Кнорозова ФИПП РГГУ.
Мезоамерика на заре цивилизации - Дмитрий Беляев
— Мезоамерика развивается прежде всего на основе земледелия. На рубеже III–II тысячелетия до нашей эры мезоамериканское население от северной границы Мезоамерики до южной наконец-то оседает на землю, появляются постоянные деревни. Это уже земледелие, не связанное с постоянной сменой участков. Тогда начинает активно развиваться социальная сложность, тогда начинает активно развиваться культурная сложность. Именно этот рубеж, рубеж III–II тысячелетия до нашей эры, можно условно назвать порогом цивилизации.
...
— Форма социальной организации, которую принято в политической антропологии называть вождествами, связана с выделением верховного правителя, который управляет на постоянной основе и власть которого передается по наследству. Это путь к дальнейшему формированию иерархических государственных структур. Вождество для Мезоамерики и для доколумбовой и индейской Америки в целом — это очень важная концепция, которая позволяет объяснить особенности социальной и политической жизни. Вождества впервые формируются на побережье Мексиканского залива (это там, где культура археологических ольмеков) и на тихоокеанском побережье Чьяпаса и Гватемалы. В этом ареале в деревнях ранних земледельцев в ходе взаимодействий, мирных и военных, начинают выдвигаться первоначально успешные лидеры, может быть, военные предводители, которые потом свой пост, высокий статус передают по наследству. Они начинают особым образом одеваться и вести себя в быту.
...
— В горной Мезоамерике (Центральная Мексика, Оахака и некоторые другие регионы) люди продолжают жить без вождей. С точки зрения изучения социальной вариативности это может быть очень интересно. Как можно жить в обществе, которое уже представляет собой что-то большее, чем одна деревня (это несколько деревень с населением по несколько сот человек, которые взаимодействуют друг с другом), где нет единой точки принятия решений, нет верховного вождя, родственников вождя и так далее? Петербургский археолог и этнограф Юрий Евгеньевич Берёзкин такие общества предложил называть акефальными сложными обществами. Акефальными потому, что в них нет централизованной системы принятия решений. В то же время они уже сложные — это не отдельные деревни, взаимодействующие друг с другом каким-то образом, а они представляют собой единое целое.
© ПостНаука, 11 ноября 2014
Community Info