mamlas (mamlas) wrote in eto_fake,
mamlas
mamlas
eto_fake

Category:

Разоблачая реалистичность Рембрандта и других

Ещё тайны живописи

Рембрандт — гений или обманщик?
Новая гипотеза: художник создавал автопортреты при помощи зеркал

В британском журнале Journal of Optics 13 июля 2016 года вышла статья под названием «Автопортреты Рембрандта». Авторы, оксфордский художник Френсис ОʼНил и исследовательница София Палаццо Корнер, выдвинули гипотезу, что мастер, создавая свои картины, в особенности автопортреты, пользовался системой плоских и вогнутых зеркал. ©

По теме: Необъяснимый ранее реализм Ренессанса


Рембрандт, Автопортрет, 1659

По просьбе «Медузы» журналистка Юлия Штутина подробнее рассказывает о гипотезе, которая не подтверждается никакими документальными свидетельствами.

В статье «Автопортреты Рембрандта» Френсис ОʼНил и София Палаццо Корнер предполагают, что Рембрандт, работая над автопортретами, прибегал к помощи самых разных оптических устройств. Авторы не пытаются умалить заслуги художника, напротив, они подчеркивают, что в XVII веке в Европе вообще и в Голландии в частности живопись и наука шли рука об руку, и великие мастера не чурались новшеств. Однако вскоре ведущая британская газета The Times опубликовала отклик на статью с характерным заголовком: «Автопортреты Рембрандта выдают в нем технически подкованного обманщика». Разумеется, заметка в The Times написана с иронией по отношению к тем, кто считает, что гения определяет сумма технологий, но градус полемического задора от этого никуда не делся. О чем же, собственно, говорят Френсис ОʼНил и София Палаццо Корнер в своем исследовании, вызвавшем споры?

Во-первых, авторы освещают историю вопроса, а именно наличие и использование художниками XVI и XVII веков оптических устройств, в том числе линз, вогнутых зеркал и камеры-обскуры. Во-вторых, они демонстрируют, как именно нужно расставлять зеркала, чтобы художнику было удобно рисовать или писать самого себя (см. рис. 3 в статье). В-третьих, они обращают внимание на некоторые особенности автопортретов Рембрандта: например, на тщательно проработанные детали по центру и расфокусированные и затемненные края (эффект виньетирования), что может свидетельствовать об использовании зеркал. В качестве примера они приводят ранний автопортрет, известный как «Смеющийся Рембрандт», из собрания музея Гетти. В-четвертых, ОʼНил и Корнер указывают на чрезвычайно трудные для автопортрета мимолетные гримасы (например, маленькая гравюра «Автопортрет с широко открытыми глазами» 1630 года из собрания Рейксмюсеума), запечатлеть которые проще с использованием системы зеркал, нежели без нее.


Рембрандт, Автопортрет с широко открытыми глазами, 1630

ОʼНил полагает, что довольно стабильная высота лица на автопортретах (расстояние от брови до подбородка колеблется в диапазоне от 14,5 до 18,6 см на протяжении 17 лет, табл. 1 в статье) тоже говорит об использовании оптики, точнее, вогнутого зеркала одного размера. В заключении статьи авторы отмечают, что, во-первых, оптические устройства — линзы большого диаметра, камеры-обскуры и вогнутые зеркала — были распространены и доступны в середине XVII века, а во-вторых, у Рембрандта было достаточно средств и связей, чтобы знать об оптических приспособлениях и покупать их. Резюме ОʼНила и Корнер звучит так: «Верить в то, что Рембрандт писал автопортреты, не используя оптики, означает верить в то, что ведущий профессионал не пользовался технологическими достижениями своей отрасли, но при этом создавал работы, в которых эти достижения наглядно задействованы».

В статье ОʼНил и Корнер используют как свои практические наработки — эксперименты с зеркалами, так и гипотезы своих предшественников. Это опубликованные в 2001 году книги Филипа Стедмана «Vermeerʼs Camera: Uncovering the Truth Behind the Masterpieces» («Камера Вермеера: что скрывают шедевры») и Дэвида Хокни «Secret Knowledge: Rediscovering the Lost Techniques of the Old Masters» («Тайное знание: в поисках утраченных секретов старых мастеров»).

Стедман доказывал, что Ян Вермеер, еще один великий художник середины XVII века, пользовался камерой-обскурой при создании по меньшей мере десяти картин. При помощи остроумных вычислений, опирающихся на размер напольной плитки, встречающейся на холстах голландских художников, исследователь даже вычислил размер комнаты, служившей Вермееру камерой-обскурой. Однако критики Стедмана указывают на то, что мастерская художника находилась на чердаке дома его тещи, где дорогого мраморного пола быть, конечно, не могло. Стедман, по мнению скептиков, проигнорировал и общеизвестный факт, что голландские художники вовсе не стремились к фотореалистичному воспроизведению действительности: напротив, они охотно экспериментировали с воображаемыми ландшафтами и интерьерами. Подробнее о критике гипотезы Стедмана можно прочесть в книге Лоры Снайдер (Laura J. Snyder) под названием «Eye of the Beholder» («Глаз смотрящего»; Norton: NY, 2015). Работа целиком посвящена Вермееру и его ближайшему соседу и душеприказчику, натуралисту, основоположнику научной микроскопии Антони ван Левенгуку.

Дэвид Хокни, титулованный и влиятельный современный английский художник, написал свою книгу при поддержке Чарльза Фалько, физика-оптика из университета Аризоны. Хокни и Фалько выдвинули гипотезу, что уже в XV веке живописцы тайно использовали зеркала и линзы для создания гиперреалистичных картин. В частности, авторы подробно проанализировали знаменитый «Портрет четы Арнольфини» Яна ван Эйка и пришли к выводу, что ван Эйк писал это полотно при помощи вогнутого зеркала. Книга вызвала бурную полемику, и самым яростным критиком гипотезы Хокни-Фалько оказался еще один американский физик Дэвид Сторк (с его аргументами можно ознакомиться здесь). Сторк доказывал, что в 1434 году, которым датирован портрет, зеркала, необходимые для такой работы, не могли существовать из-за технических трудностей. Впоследствии Фалько обвинил Сторка в подтасовке данных, и спор сошел на нет.

Таким образом, работа ОʼНила и Корнер об автопортретах Рембрандта опирается на две яркие, но спорные книги. Исследователи стремятся объяснить некоторые особенности стиля Рембрандта и подобрать к ним технические приспособления — но никаких документальных свидетельств при этом у них нет. Современники Рембрандта оставили немало сообщений о визитах к художнику в мастерскую. В числе друзей мастера был, к примеру, Константин Гюйгенс, отец выдающегося астронома и математика Христиана Гюйгенса. Гюйгенс-старший был большим энтузиастом камеры-обскуры, вероятно, даже познакомил с ней Вермеера, но он нигде не упоминает, что такое устройство или помещение было у Рембрандта. Ученик Рембрандта Самюэль ван Хогстратен написал важный трактат об искусстве живописи, в котором много говорил о своем учителе, об особенностях его манеры, но тоже ни словом не обмолвился о линзах или зеркалах. Сам ван Хогстратен при том был признанным мастером иллюзий и создателем чудесных «перспективных коробочек».


В интервью газете The New York Times Френсис ОʼНил убежденно говорит, что отсутствие документальных сведений о линзах и зеркалах может свидетельствовать о том, что они были настолько распространены, что о них не стоило и говорить (этот подход напоминает анекдот об изобретении беспроволочного телеграфа в древнем Египте). На вопрос о том, удалось ли самому ОʼНилу нарисовать убедительный автопортрет, художник ответил уклончиво, что такой день еще не настал, но настанет.

Наверняка спор о технике Рембрандта наберет обороты и снова стихнет, а поразительный и несравненный гений художника останется. Спасибо современным технологиям: на «Ночной дозор» можно любоваться, не выходя из дома. Наведите мышку на золотое шитье камзола, выкрутите увеличение до максимума и посмотрите на хаотические выпуклые мазки, а теперь уменьшайте масштаб, пока вновь не увидите узор. Зеркало и камера-обскура не объясняют это чудо.

Марсель Пруст, один из самых проницательных почитателей живописи, писал о Рембрандте так: «этот золотистый свет, в котором для него было важно, и, как следствие этого, так плодотворно, и, как знак этого, так трогательно видеть окружающее, стал для него самой реальностью, и что он стремится лишь к одному — целиком и полностью передавать эту реальность, не заботясь более о гладкости мазка, не помышляя о красоте, ни о какой-либо иной, внешней схожести, подчиняя этому все, прерывая работу, вновь принимаясь за нее, чтобы ничего не упустить, ощущая, что только это и значит что-то для него» (цитата по: Пруст, М. Против Сент-Бева. Статьи и эссе. Пер. с фр. Т.В.Чугуновой. М.: ЧеРо 1999).

Юлия Штутина
«Медуза», 15 июля 2016
Tags: биографии и личности, версии и прогнозы, вопросы и ответы, дискуссии, европа, живопись, известные люди, изобретения и открытия, интересно, искусство, исследования и опросы, книги и библиотеки, культура, мнения и аналитика, нравы и мораль, опровержения и разоблачения, секреты и тайны, скандалы и сенсации, слова и термины, современность, средневековье, техника и технологии, турция и византия, ученые, фальсификации и мошенничества, художники, эпохи
Subscribe

promo eto_fake march 28, 2012 00:37 7
Buy for 10 tokens
Large Visitor Globe Поиск по сообществу по комментариям
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments