mamlas (mamlas) wrote in eto_fake,
mamlas
mamlas
eto_fake

Физика де-юре, или Наука против штрафов ГИБДД

Ещё из научных опровержений

Эффект Доплера помог выиграть суд
Законы физики обретают юридическую силу / Факт

Водитель из Казани, опираясь на законы физики, успешно опротестовал выписанный ему штраф за превышение скорости. ©



Фоторадарный комплекс «КРИС-П»

Фоторадарный комплекс «КРИС-П» зафиксировал скорость его автомобиля 92 км/ч при разрешенных 70 км/ч. Однако водитель был уверен, что не нарушал правила. Изучив предъявленную ему фотографию и документы, содержащие сведения о работе радара, он обнаружил два нарушения в его эксплуатации.

Скорость измеряют с помощью эффекта Доплера, который заключается в том, что электромагнитные волны изменяют свою частоту при отражении от автомобиля пропорционально тому, как быстро он едет. Сдвиг частоты, по которому собственно вычисляется скорость, обратно пропорционален скорости электромагнитных волн.

Радар был размещен ниже днища автомобиля при минимально допустимой высоте установки 0,5 м. Приземный слой воздуха может быть сильно загрязнен, и волны из-за этого распространяются в нём медленнее, чем в более высоком и более чистом воздушном слое – как следствие, низко расположенный радар может завысить скорость движущейся машины.

Кроме того, направление фоторадара отличалось от положенных 25 градусов к направлению движения. Поскольку поправки на этот угол встроены в систему прибора, его установка под другим углом приводит к ошибкам измерения (до 5% при отклонении на 10 градусов).

Возникает вопрос, откуда казанский автомобилист так хорошо знал физику? Но здесь как раз нет ничего удивительного – водитель оказался кандидатом физико-математических наук и преподавателем физики в одном из казанских вузов...

Казанский физик отбился от штрафа ГИБДД с помощью эффекта Доплера

Казанские автомобилисты продолжают успешно оспаривать в суде штрафы, выписанные посредством передвижных комплексов видеофиксации «КРИС-П». Очередной оштрафованный - кандидат физико-математических наук - доказал в суде несостоятельность передвижных камер с точки зрения науки — опираясь на эффект Доплера.

Осенью прошлого года «Вечерняя Казань» писала, как юрист Виктор Шабанов добился через суд отмены постановления о штрафе ГИБДД, выписанного его приятелю на основе показаний передвижной камеры. Суд внял доводам юриста, что передвижные камеры должны быть установлены по определенным правилам, которые регулируются ГОСТом и инструкцией к самой камере, в противном случае показаниям передвижных видеокомплексов верить нельзя.

Надо сказать, что наш материал «Казанский юрист доказал, что штрафы с передвижной видеокамеры можно не платить» имел большой успех у автовладельцев. Вдохновленные чужим примером, они потянулись в суды отменять свои штрафы. Кандидат физико-математических наук, преподаватель одного из казанских вузов Юрий Горюнов подошел к делу со всей серьезностью. И то, что штрафы с передвижных видеокамер можно не платить, теперь, можно сказать, доказано наукой!..

«Лада-Гранта» Горюнова попала в объектив передвижного фоторадарного комплекса «КРИС-П» в августе прошлого года в Высокогорском районе Татарстана, на 822-м километре трассы Москва - Уфа. Камера посчитала, что водитель мчится со скоростью 92 км/ч, тогда как разрешенная скорость на этом участке дороги - 70 км/ч. В сентябре Горюнов получил «письмо счастья» с уведомлением, что ему выписан штраф в размере 500 рублей.

- Я с этим категорически был не согласен, ведь мой спидометр всю дорогу показывал не более 80 км/ч, сильнее я не разгонялся, - рассказал корреспонденту «Вечерней Казани» Юрий Горюнов. - Пытаясь найти объяснение, я стал внимательно рассматривать фотографии из «письма счастья» и обратил внимание на то, что датчик фоторадара расположен ниже днища моего автомобиля. Как физик я сделал вывод, что в таких условиях уменьшается распространение радиоволн в этом атмосферном слое, и поэтому результаты измерения скорости оказываются завышенными. А изучив документацию «КРИС-П», я понял, что установка датчика фоторадара под углом меньшим, нежели угол в 25 градусов, указанный в технических характеристиках комплекса, тоже приводит к сильному завышению результата измерения скорости транспортного средства!

Вооружившись документами, содержащими сведения о работе «КРИС-П» и входящего в его состав измерителя скорости «Искра», текстом ГОСТа Р-50856-96 «Измерители скорости движения транспортных средств радиолокационные», а также научными данными об условиях прохождения радиоволн в атмосфере и эффекте Доплера, вузовский преподаватель с помощью того же юриста Виктора Шабанова подал иск в Высокогорский райсуд.

- Конечно, многие скажут, что проще было заплатить эти несчастные 500 рублей и не ходить по судам, но такой уж я человек , не люблю, когда меня так откровенно обманывают, - объясняет Юрий Горюнов. - Если бы я действительно нарушил, другое дело...

В течение пяти заседаний судья изучал руководства к эксплуатации к «КРИС-П» и «Искре», а физик объяснял, что поскольку работа измерителя скорости основывается на эффекте Доплера (суть которого, если коротко, в том, что скорость движущегося ТС измеряется по изменению частоты отраженного сигнала радиолокатора), на этот самый эффект влияют свойства среды, в которой распространяются излучаемые электромагнитные волны. И как раз поэтому важно устанавливать видеокомплекс в строгом соответствии с инструкцией — в частности, высота его установки должна быть не ниже 0,5 и не выше 2 метров. В свою очередь юрист доказывал в суде, что одиноко стоящие у дорог передвижные видеорадары противоречат руководству по их эксплуатации: оно подразумевает, что измерение скорости ТС этим комплексом не является автоматическим и требует обязательного участия оператора. Возражать этим доводам было некому: представители ГИБДД в суд не являлись.

В итоге Высокогорский суд принял решение об отмене постановления об административном правонарушении (ознакомиться с тектом решения можно здесь). Сторона ответчика, впрочем, подала апелляцию в Верховный суд РТ - там доводы Горюнова насчет эффекта Доплера исследуют еще раз.

- Радует, что принципиальных водителей становится все больше, например, у нас в производстве сейчас находится 11 аналогичных дел по поводу отмены штрафов с передвижных камер, - сообщил «Вечерней Казани» руководитель юридической компании «Линия защиты» Виктор Шабанов. А есть еще такие, кто после консультации с нами защищает свои права самостоятельно.

Регина Кириллова
«Наука и жизнь» и «Вечерняя Казань», 1-8 июня 2016
Tags: автомотовело, безопасность и правопорядок, дороги и транспорт, законы и конституция, интересно, мифы и мистификации, наука, нонсенс, нравы и мораль, общество и население, опровержения и разоблачения, поволжье, правозащита, преступления и наказания, регионы, россия, силовики и спецслужбы, суды и следствия, техника и технологии, факты и свидетели, фальсификации и мошенничества, физика
Subscribe

promo eto_fake march 28, 2012 00:37 7
Buy for 10 tokens
Large Visitor Globe Поиск по сообществу по комментариям
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments