mamlas (mamlas) wrote in eto_fake,
mamlas
mamlas
eto_fake

Categories:

Домонгольская Русь. Церковная смута (из-за русского митрополита)

Ещё о религии на Руси, в т.ч. о Святом Клименте

Церковная смута XII века
Курс «Династический мир домонгольской Руси». 8 лекций филолога Федора Успенского об основных проблемах культуры средневековой Руси

Филолог Федор Успенский о фигуре Климента Смолятича, завещании митрополита Константина и аскетических практиках русских святых. ©

Ещё у Фёдора Успенского


Каковы были причины церковной смуты XII века? Как отреагировали князья на поставление на митрополичью кафедру Климента Смолятича Изяславом Мстиславичем? И как повлияло на аскетические практики русской церкви завещание митрополита Константина? Об этом рассказывает доктор филологических наук Федор Успенский.

Фёдор Успенский — доктор филологических наук, заместитель директора Института славяноведения РАН, ведущий научный сотрудник лаборатории медиевистических исследований НИУ ВШЭ.

Церковная смута XII века - Федор Успенский

— Самой крупной церковной смутой было событие середины XII века, произошедшее в 1147 году, когда князь Изяслав Мстиславич, сын Мстислава Великого, по некоторым причинам политического характера (но, может быть, и не только) вопреки всем правилам не пригласил на митрополичью кафедру из Константинополя греческого иерарха, как обычно делалось в домонгольской Руси, а поставил русского — Климента Смолятича.

— Юрий Долгорукий и те, кто его поддерживал, не приняли поставление Клима. Начался конфликт, война. Климент Смолятич тем не менее осуществлял свою деятельность, как полагается, ставил священников и наставлял паству. До некоторой поры все шло своим чередом, пока не был послан запрос в Константинополь от оппозиционной стороны с просьбой прислать нового митрополита. Он был прислан, и возникла ситуация, когда на Руси оказалось два митрополита. Один "полупризнанный", а другой поставленный в Константинополе — митрополит Константин. Он прибыл на Русь в 1156 году и первым делом проклял все, что делал Клим Смолятич, отменил все его поставления священников.

— Уже в XVI веке митрополит Константин был канонизирован одним из соборов. Видимо, только благодаря тому, что описание его завещания, странного и причудливого способа погребения, которое он избрал, было воспринято как признак святости для тех, кто оценивал святость или несвятость митрополита. Мы видим, что в XIV, XV, XVI веках именно такой способ погребения на Руси приобретает особую популярность. Перечислим имена некоторых святых, которые таким странным образом завещали себя похоронить: Александр Свирский, Григорий Пельшемский, Димитрий Прилуцкий. Это святые, которые были прославлены и канонизированы именно в XVI веке одновременно с митрополитом Константином. Самый знаменитый из них — Нил Сорский (не был канонизирован в этот период). Все они, находясь под влиянием древних аскетических практик или исихазма, завещали не хоронить свое тело в могиле, а выбрасывать на съедение псам, вешать на дереве на съедение птицам или бросать в ров с водой. Таким уничижительным образом они завещали обращаться со своими смертными останками.

© ПостНаука, 18 июня 2014
Tags: биографии и личности, версии и прогнозы, видео, внешняя политика и мид, геополитика и территории, гражданская война, древний мир, европа, западники и славянофилы, идеология и власть, история, мнения и аналитика, независимость и суверенитет, нравы и мораль, оккупация и интервенция, патриархи, правители, православие, противостояние, религии, родина и патриотизм, русские и славяне, русь, святые, священники, символы, смерти и жертвы, смута, средневековье, турция и византия, факты и свидетели, христианство
Subscribe
promo eto_fake march 28, 2012 00:37 7
Buy for 10 tokens
Large Visitor Globe Поиск по сообществу по комментариям
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments